Театр-студия "Ильхом", Ташкент

Адрес: г. Ташкент, 100047, ул. Пахтакорская, 5 (Шайхантаурский р-н)
Ориентир: Стадион Пахтакор, отель "Shodlik Palace"
Телефон: (+998 71) 242-22-41, 242-22-52, 244-04-03
E-mail: info@ilkhom.com, ilkhom_theatre@tps.uz
Веб-сайт: http://www.ilkhom.com
Начало спектакля: 18:30
Выходной: понедельник

Театр "Ильхом" - один из первых в истории бывшего Советского Союза профессиональный негосударственный театр - был основан в 1976 году режиссером Марком Вайлем, трагически погибшем в 2007 году, и группой выпускников Ташкентского театрально-художественного института, как театр-студия профессиональных актеров. Театр, который с самого начала складывался как джазовая структура, когда режиссером создается ансамбль, состоящий из свободно импровизирующих, чутко слышащих и понимающих друг друга солистов.

Теперь мало кто уже помнит, что начиналось-то все с достаточно странного для тех лет представления - "Масхарабоз-76", сделанного в традициях уличного театра. С этим представлением зачинатели "Ильхома" отправились выступать в далекое Нечерноземье, в Новгородскую область. Это было первое апробирование иного способа существования профессионального актера в предлагаемых обстоятельствах - обстоятельствах ежеминутной, ежесекундной импровизации.

Первоначальное название ЭСТМ "Ильхом" (экспериментальная студия театральной молодежи - актеров, художников, музыкантов, театроведов). В молодом театре дебютировала молодая драматургия - А. Вампилов, С. Злотников, Ш. Башбеков, Ч. Гусейнов, Л. Разумовская, названная впоследствии драматургией "новой волны". Встреча с драматургией своего поколения оказалась для актеров наилучшим, уникальным способом самовыражения. Прошли годы. С 1985 года наступило время свободы. К этому периоду "Ильхом" успел обрести известность и популярность, как истинно независимый театр, зачастую опережающий время и многое успевший "сказать миру".

Тогда - примерно с 1985 по 1990 гг. - театр разом потерял интерес к пьесам со словами и надолго погрузился в экспериментальную работу над спектаклями без слов, спектаклями-действиями, визуальным театром-метафорой, театром клоунады. Началась жизнь фактически нового "Ильхома". Актеры, которые играли спектакли "Регтайм для клоунов", "Кломадеус", "Петрушка", принесли в "Ильхом" новую энергию и ощущение театра нового времени.

С мая 1989 года театр называется просто - театр "Ильхом". В настоящее время он представляет собой комплекс театра и Школы драматического искусства.

С 1989 года - года создания на базе театра своей Школы драматического искусства, можно считать, начался следующий, точнее, третий этап жизни театра "Ильхом". Выпускным спектаклем I студии (1993 г.) стал объединяющий "ильхомовские" поколения спектакль-фантазия о Самарканде на основе комедии К. Гоцци "Счастливые нищие". Постановщики спектакля синтезировали в нем традиции комедии dell"arte с традиционной народной узбекской комедией - масхарабозами, чем продолжили традицию и начали отсчет нового времени.

Современный репертуар театра не менее любопытен, чем в годы его становления. Казалось бы, состоит он в большей степени из так называемого "классического наследия", но его прочтение настолько нетривиально, что реакция на спектакли "Ильхома" всегда бывает неоднозначной - от полного шока и отторжения до восторга. Ценность репертуара театра в его разнообразии.

Последние премьеры: трагедия Г. Лорки "Кровавая свадьба", бестселлер современного мирового репертуара - пьеса "Art" А. Реза, "Подражания Корану" А. Пушкина, комедия "Бесплодные усилия любви" В. Шекспира, музыкальная комедия "Портрет мадмуазель Таржи" И. Елагина, психологическая драма "Братья и Лиза" А.Казанцева, провокационно-яркий спектакль по произведениям А. С. Пушкина "Свободный роман" (так сам автор называл свой роман в стихах "Евгений Онегин"). Этому спектаклю предшествовала пьеса - классика французской драматургии А. Жарри - в 1998 г. в "Ильхоме" состоялась первая в СНГ постановка его пьесы "Король Юбю". В том же году была осуществлена пронзительная поэтическая версия неизвестных, большей частью ранее неопубликованных произведений репрессированного классика узбекской литературы А.Кадыри "Белый белый черный аист". В текущем репертуаре театра присутствуют спектакли, идущие с неизменным аншлагом, несмотря на долголетие: "Мещанская свадьба" Б. Брехта, "Счастливые нищие" К. Гоцци, мюзикл "Квартал Тортилья-Флэт" Дж. Стейнбека.

Театр "Ильхом" всегда идентифицировал себя как ташкентский театр - театр города, где всё и все давно перемешаны, и на улицах звучат разнообразные наречия, поэтому на нашей сцене никогда не звучала только русская или только узбекская речь. Во многих спектаклях, когда это органично вплетается в канву и не вступает в противоречие с замыслом драматурга, параллельно с русским языком на нашей сцене звучит и узбекская речь, а в таком многолетнем хите репертуара как "Счастливые нищие" герои говорят, как минимум, на четырех языках: русском, узбекском, итальянском, идиш. За последние 10 лет спектакли театра "Ильхом" были представлены на более чем 20 Международных Театральных Фестивалях в 15 странах мира, в том числе - Австрии, Германии, Италии, Голландии, Дании, Ирландии, Югославии, США и др.

Ежегодно, с 20 апреля по 1 мая, театр совместно с Институтом Открытое Общество-Узбекистан (Фонд Сороса) проводит Международный Фестиваль современной музыки и театра "Ильхом - ХХ". В этом фестивале принимали участие театральные и музыкальные коллективы более чем из 10 стран мира: Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Китая, России, США, Швейцарии и др.

Театр Ильхом
Театр Ильхом
Театр Ильхом
Театр Ильхом
Театр Ильхом
Театр Ильхом