Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали, Ташкент

Джума-мечеть

Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали является основой ансамбля Регистан, расположенного в районе площади Чорсу. Это - единственный в Ташкенте образец пятничной мечети дворового типа, бытовавшего в Средней Азии в эпоху позднего Средневековья.

Главное здание представляет собой кубический объем, перекрытый куполом с четырьмя оконцами в невысоком барабане. Восточная стена, обращенная во двор, прорезана крупной аркой. Скуфья купола сфероконическая, без декора. Купол основан на сфероконических парусах. Кривая арок-ниш у входного проема - стрельчатая, не среднеазиатского, а скорее готического абриса. Планировка мечети вытянута в виде прямоугольника с крупным объемом здания в конце продольной оси восток-запад.

История возникновения

Фундамент мечети был заложен ещё в IX в., после арабского завоевания древнего, зороастрийского Ташкента, который тогда назывался Чач. Город лежал в развалинах. Пришельцы-арабы даже имени его не могли правильно произнести. В их языке не было звука «ч», и название плодородной долины Чирчика они исказили в слово «аш-Шаш».

В 819 году молодой эмир Яхъя ибн Асад, только что получивший от арабского наместника восточной части халифата жалованную грамоту на управление всеми землями нынешней Ташкентской области, остановил своего коня у возвышенности, которая и сейчас довольно ясно просматривается между тремя городскими площадями – Чорсу, Ходра и Иски-Джува. «Здесь мы построим нашу столицу, - сказал Яхъя почтительно двигавшейся за ним свите, - пусть на этом холме встанет Мадина аш-Шаш – северный форпост Мавераннахра!» В его свите были гвардейцы-тюрки, и они дружно подхватили слова командира: «Да, да, именно здесь поднимется город Шаша!» На языке тюрков «Мадина аш-Шаш» звучит как «Шашкент». А на самой высокой точке выбранного холма Яхъя ибн Асад приказал заложить фундамент первой в Ташкенте соборной пятничной мечети.

В 1432 году Ташкент посетил Убайдулла Ходжа Ахрар, один из самых знаменитых общественных деятелей эпохи темуридов, родившийся в горном кишлаке Богистан близ Ташкента в 1404 г. Уезжая, Ходжа Ахрар приказал построить большую пятничную мечеть и медресе в древней ташкентской махалле Гульбазар. Легенды утверждают, что денежные средства на строительство Убайдулла выручил от продажи ниточек-обрезков, которые сами собой получаются на краях свертков ткани, разрезаемых на стандартные куски. Так это или не так, но на старинном фундаменте, оставшемся от первой ташкентской мечети времен Яхъи ибн Асада, вырос в середине XV века характерный куб с куполом и открытым на восточную сторону арочным перекрытием.

Напротив старого центрального входа в мечеть, который ранее находился на северной стороне, стояло возведённое в 1451 году скромное одноэтажное медресе. Теперь оно не существует, так как в 1954 году городские власти вздумали разобрать его на кирпичи, необходимые для реставрации соседних зданий.

Ташкент, как известно, стоит вблизи гор, в зоне землетрясений. Поэтому многие средневековые монументальные здания здесь часто страдали от ударов подземной стихии, иногда они даже полностью разрушались. Не избежала частых реставраций и пятничная мечеть. Например, в XVIII веке, в период расцвета самостоятельного Ташкентского государства под управлением шейхантаурского хакима Юнуса Ходжи, основательно был отремонтирован главный куб и полностью перестроены сводчатые галереи с кельями вокруг длинного двора.

Серьёзный ущерб главной мечети нанесло сильнейшее землетрясение 1868 года, когда ощутимо пострадало большинство ташкентских памятников средневековой архитектуры. Соборная мечеть выбыла из строя почти на два десятка лет. Только в 1888 году она была окончательно восстановлена на средства, предоставляемые российским императором Александром III, поэтому её стали называть "Царской мечетью". И хотя внешний облик здания при реконструкции пришлось несколько изменить, оно, как и раньше, производило весьма внушительное впечптление. Достаточно сказать, что это третья по величине пятничная мечеть Узбекистана. Её превосходят только две постройки подобного рода – Биби-Ханым в Самарканде и Калян в Бухаре.

Раньше, когда вокруг не было вообще никаких высоких построек, куб Джума-мечети Ходжа Ахрар Вали было видно со всех сторон, особенно хорошо – с древнейшего в Ташкенте рынка Чорсу, который шумит на одном и том же месте вот уже более тысячи лет. Архитектурный ансамбль, окружавший Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали, в наше время практически полностью разрушен, если не считать сильно отреставрированного здания медресе Кукельдаш и купола махаллинской мечети Гульбазар. Представить себе первоначальный облик этого примечательного уголка старого Ташкента теперь можно только по редким старинным фотографиям.

На высокий пятнадцатиметровый куб главного здания мечети во времена зарождения фотографии любили подниматься фотографы, чтобы запечатлеть своей, тогда ещё совсем несовершенной аппаратурой панораму старого Ташкента с высоты птичьего полета.

В 2003 году мечеть была заново отстроена, при этом были применены современные методы строительства и отделки. Теперь не один, а целых три больших купола венчают исторический старогородский холм, мечеть выглядит нарядной, праздничной, сюда приходит большое количество людей. Этому способствует удачное расположение - рядом находится один из самых древних базаров Ташкента.