Некрополь Чор- Бакр, окрестности Бухары

Некрополь Чор- Бакр, окрестности Бухары

Благословенная Бухара и её окрестности веками привлекали теологов, аскетов, дервишей и странников, жаждущих духовного обновления. В X веке, в Сумитане, что неподалёку от Бухары, обосновался потомок пророка, известный мухаддис и факих - Абу Бакр Съад. Законовед славился просвещённостью и мудростью, поэтому даже после его смерти в 970 году, паломники продолжили приезжать в Сумитан, чтобы почтить память святого и посетить его могилу. Впоследствии, у мазара хоронили потомков Абу Бакра Саъада - его сына Абу Бакра Ахмада, известного суфия, а также могущественных шейхов Джуйбаров. Постепенно сформировался некрополь Чор - Бакр.

Особое влияние Джуйбары обрели в XVI веке. Шейх Ходжа Джуйбари был наставником правителя Бухары - Абдуллахана II, его советы высоко ценили при дворе. Джуйбары участвовали в дипломатических и торговых миссиях, формировали политику государства, активно занимались благотворительной и просветительской деятельностью.

В 1560 году, Абдуллахан II строит в Чор-Бакре мечеть, медресе и ханаку, в дар своему наставнику. Рядом, по приказу правителя, разбили сад, где помимо плодовых деревьев высадили кипарисы, ивы, сосны, чинары и благоухающие розы. Но в 1563 году, Ходжа Джуйбари умер. Сохранилось воспоминание об этом скорбном событии, “его тело завернули в саван из нескольких слоёв византийской ткани, затем в особую материю из Йемена и в кашмирскую шаль”, согласно завещанию, шейха похоронили рядом с могилой Абу Бакра Съада, с этого момента Чор - Бакр становится фамильной усыпальницей Джуйбаров.

Архитектурный ансамбль комплекса включает культовые сооружения, медресе и минарет, построенные в разные эпохи. Некрополь являет собой настоящий город, с двориками и улочками. Вместо традиционных мавзолеев, в Чор - Бакре - хазира, поминальные сооружения, в которых отсутствует кровля над погребением. Над могилами стоят дахмы и сагана, что напоминает о зороастрийском прошлом региона. Особым вниманием некрополь пользуется у женщин, которые приходят к дахме Ходжи Съада, чтобы обратиться с молитвой об исцелении детей.

Как и тысячу лет назад, в Сумитан устремляются паломники и страждущие, чтобы в тишине мазаров Чор - Бакра укрепить веру, исцелить душу и обрести смысл бытия.