Драматический Театр им. Аброра Хидоятова, Ташкент

Адрес: г. Ташкент, Шайхантаурский р-н, ул. Уйгура, 2
Ориентир: Цирк, Гостиница "Чорсу"
Метро: Чорсу
Телефон: (+998 71) 244-05-78, 244-13-72
Веб-сайт: www.teatr-hidoyatov.skm.uz
Выходной: воскресенье

Театр открыт в 1968 году спектаклем «Дийдор». За это время было сыграно более 300 спектаклей. Театр своеобразен в своем роде, каждый посетивший его сможет ощутить подъем душевных и физических сил.

Аброру не исполнилось ещё и шестнадцати лет, когда он стал одним из первых актёров театра. Было это в 1916 году, а в двадцатом Аброр – уже известный артист. Зрители называют его имя с почтением, а рецензенты, восхищённые удивительной одарённостью юноши, пишут, что игра Хидоятова так правдива, что кажется, будто за рампой не спектакль, а сама жизнь. И далее, в течение всех сорока лет творчества артиста, зрители, среди которых было немало крупнейших представителей культуры мира, не переставали восхищаться правдивым, глубоким, чистым и благородным искусством Хидоятова.

Аброр Хидоятов виртуозно владел всем арсеналом средств артистического мастерства, благодаря этому, каждая из пятидесяти ролей ничем не напоминала ни одну другую. Родился Аброр в семье ремесленника Хидоята Рахматуллаева, вырос и воспитался на улицах махалли Дегрез, одного из районов Ташкента, где жили в основном литейщики. Аброр с детства помогал отцу. Мать Аброра – Пашахон Ходжиханова была грамотной женщиной и пользовалась уважением в махалле. Но ни работа, ни учёба не были в жизни Аброра главным. Главным были песни. Каждый вечер отец, захватив сына, отправлялся в чайхону, где собирались жители квартала поделиться новостями, выпить чаю, посоревноваться в острословии и послушать песни.

В десять лет Аброр научился играть на дутаре и вскоре стал певцом. Впоследствии, будучи артистом драматического театра, Хидоятов с огромным успехом исполнял на концертах народные песни и выступал в музыкальных драмах и комедиях. Из всего многообразия узбекских жанров Хидоятов избрал лирический жанр и наиболее сложную манеру пения - хиргои. Хиргои – это тихое пение, переходящее в регитатив. Хидоятов пел, будто прислушиваясь к тому, как бьётся собственное сердце, пел о любви, страдании и счастье.

Театральный коллектив «Туран», куда вступил Аброр, показывает первые представления, и молодой артист играет женские роли. Ему пришлось специализироваться в этой области, и он исполнял роли женщин самозабвенно. В последующие годы репертуар Хидоятова (1921 – 1924 гг.) включает в себя разные образы. Это безвольный юноша Негмат в «Халиме» Г.Зафари, жизнерадостный Аскер в музыкальной комедии У.Гаджибекова «Аршин мал алан», фантастический сатана в пьесе Х.Джавада, Ахмад – батыр в «Яркин-ой» Чулпана. Чуть позднее он играет Меджнуна в музыкальной драме У.Гаджибекова «Лейли и Меджнун» и Вурма в трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Актёр был потрясающе убедительным в этих ролях. В 1924 г. Хидоятов уезжает в Москву учиться в театральной студии актёрскому искусству. В студии он в течение трёх лет создаёт пять разных образов. Педагоги пытались выявить все потенциальные силы его большого дарования.

Он работает над образом Гарпангона в комедии Мольера «Скупой», принца Калафа в сказке Гоцци «Принцесса Турандот», городничего в комедии Гоголя «Ревизор», Боба в драме «Эхо», Насреддина в пьесе Юсуф – Кызыка «Ещё раз женюсь». Каждая из этих ролей была мастерски сделана Хидоятовым.

Работа в студии отшлифовала талант Хидоятова, определила пути дальнейшего творчества. Возвратившись в свой театр, он начинает играть роль за ролью. Хидоятов - артист- романтик. Его герои несут то, о чём мечтает человек, то есть извечное стремление к идеалу. В сотнях отзывов об игре Хидоятова всегда отмечалась редкая по выразительности и красоте пластика тела и голос артиста. Каждая роль имела свою партитуру, не менее разработанную, чем оперная партия.

Творческий путь Хидоятова можно разделить на два этапа, которые приходятся на первое и второе двадцатилетие его артистической деятельности. Второй этап его жизни в искусстве, можно условно, назвать с того дня когда он впервые сыграл трагедию Шекспира «Гамлет» в 1935 году. За последующие двадцать три года Хидоятов создал восемь образов, жизнь которых за исключением Отелло, Алишера Навои и Гафура, была непродолжительной. Однако, именно в эти годы артист становится всемирно известным, а популярность его в Узбекистане – ни с кем не сравнимой. В этих ролях Хидоятов показал себя великолепным артистом, владеющим мастерством.

Начиная с 1941 года, семнадцать лет подряд Хидоятов вдохновенно играет Отелло в трагедии Шеспира. Как было сказано выше, в 1935 году театр осуществил постановку «Гамлета» Шекспира. Вот что писали об этом иностранные гости: «такая постановка «Гамлета» могла бы с успехом соперничать с постановкой лучших театров Европы». Спектакль шёл двадцать один день подряд, а поток желающих посмотреть «Гамлета» всё не прекращался. Успех спектакля был поистине невероятным.

Но всё-таки вершиной творчества Хидоятова был Отелло в трагедии Шекспира «Отелло». Хидоятов сумел открыть не только невероятные по силе переживания Отелло, но сумел показать душу прекрасного человека: простого и безыскусственного. «Мне хотелось, чтобы зритель увидел в Отелло, - писал Аброр Хидоятов, не свирепого мавра, но человека любящего, искреннего, честного и доверчивого».Таким он его и показал, только не просто любящего, а живущего любовью, не просто искреннего, а предельно открытого душой, не просто доверчевого, а не верящего, что на земле существует ложь. И в этом был смысл трагедии. Отелло – Хидоятов был удивительно красив, мужественной, яркой, благородной красотой. Высокий, статный, с гордой посадкой головы, с бронзовым лицом, одетый в снежно-белые одежды.Отелло - Хидоятов вызывал восхищение .Каждое движение его ловкого, сильного тела эластично, энергично-грациозно, каждая интонация грудного,редкой красоты голоса, звучали, как музыка. Причём движения тела и звуки голоса сливались в единую гармонию.

Те, кто, видели Хидоятова в роли Отелло, навсегда, запомнили то потрясение, которое они испытали на спектакле. Следующая работа Хидоятова роль Навои в пьесе Уйгуна и И.Султанова «Алишер Навои», и Гафур в «Бае батраке». Эти роли были новым всплеском в творчестве великого артиста. Каждая из них является выдающимся творением неподражаемого художника. Сила перевоплощения артиста в образ была такой, будто на сцене был не актёр, а человек, решивший поделиться затаёнными мыслями, раскрыть самые сокровенные переживания. В этом причина возникновения легенды, что Хидоятов не работал над ролями, а гениальная одарённость делала своё дело.Но это только легенда. На самом деле природная одарённость сочеталась у Хидоятова с колоссальной трудоспособностью, каждая мысль автора заставляла артиста часами, сутками мучительно думать, искать, спорить. Это было по-настоящему творческая личность. Аброр Хидоятов умер в октябре 1958 года с пьесой «Юлий Цезарь» на руках. Хидоятов ушёл из жизни, не успев сказать всего, что мог бы сказать этот выдающийся артист.

Источники информации и фото: http://qmmp.ru
http://teatr-hidoyatov.skm.uz
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Аброр Хидоятов в роли Отелло
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова
Драматический Театр им. Аброра Хидоятова