Казахские свадебные традиции

Казахские свадебные традиции - самые почитаемые и многочисленные среди всех других аспектов жизни в Казахстане. Свадьбу без преувеличения можно назвать одним из важнейших событий в жизни казахов. Раньше родители начинали готовиться к ней задолго до наступления совершеннолетия детей, подыскивая достойную партию для своего чада в соседних аулах. Свадебному обряду сопутствовало множество довольно интересных правил, поверий и традиций. В былые времена на соблюдение всех условностей уходило несколько дней. Самое важное правило, которое сохраняется и сегодня, это запрет на вступление в брак родственников до седьмого колена – «адат». А есть и устаревшие традиции, утратившие свою силу по ряду причин.

Условно казахская свадьба делилась на несколько этапов: сговор, сватовство, знакомство молодых, праздничный пир в отчем доме невесты, переезд в дом мужа и «неке кию» - свадьба по мусульманскому обычаю.

Сговор

Обычной практикой считался выбор невесты родителями мальчика задолго до того, как он становился совершеннолетним. Некоторые семьи, находящиеся в хороших дружеских отношениях, могли условиться в будущем поженить своих детей ещё до того, как они родились. Такой сговор назывался «бел куда». Если сватовство происходило сразу после рождения детей, его называли «бесик куда».

Также родители отправлялись в соседние аулы, знакомясь с семьями, где росли будущие невесты. В порядке вещей было разузнать всё о возможных родственниках, вплоть до наличия в роду наследственных болезней. В случае достижения семьями взаимного согласия, происходил так называемый «кыз айттыру». Если удавалось женить сына на дочке свата, а собственную дочь выдать замуж за сына свата, комбинация называлась «карсы куда».

Помимо сговора существовали смотрины «кыз кору», когда сыновья знатных родителей приезжали на специально устроенные для них смотрины девушек, чтобы выбрать себе невесту. На таких встречах проводились состязания, юноши и девушки проводили «айтыс» (форма устной народной песенной поэзии).

К отцу невесты посылался доверенный от жениха («жаушы») договориться о свадьбе. Достигнув согласия, отец невесты и жаушы обменивались подарками: от жениха преподносилась лошадиная уздечка (фактически со стороны жениха дарили скакуна), а от невесты – праздничный чапан. Когда представитель жениха возвращался домой в чапане, накинутом на плечи, семья встречала его с ликованием, осыпая сладостями и монетами.

Сватовство

За сговором следовало сватовство, когда отец жениха и его близкие приезжали домой к невесте, чтобы преподнести подарки. Семья невесты приглашала гостей за стол, где они должны были отведать специальное блюдо, приготовленное из печени и курдючного сала. Сваты ели из одной посуды, после чего их признавали очень близкими людьми - «бауыздау куда». Считалось, что после этого нельзя было пойти на попятную, а сторона, решившая нарушить договоренность и отменить свадьбу, должна была вернуть «калым» и выплатить компенсацию.

Перед отъездом сватов также одаривали, в качестве подарков выступали драгоценные украшения, одежда и головные уборы, животные. Чем богаче были семьи, тем роскошнее преподносились подарки. Знатные люди могли дарить целые золотые слитки или даже кобылу с жеребенком.

Позже обговаривались детали свадьбы: назначались дата, место, затраты и размер «калыма». Когда официальная часть сватовства была окончена, сторона жениха уплачивала выкуп («калым мал») стороне невесты. Состоял такой «калым» чаще всего из скота.

Знакомство жениха и невесты

Уплатив «калым», жених наконец мог впервые навестить свою будущую жену. Обыгрывалось это посещение так, словно было тайным, хотя по сути о нём знал весь аул. Жених и его свита прибывали в аул, выполняли множество обрядов, жених знакомился с семьей невесты. На следующий день устраивался праздник – «урын той», где жених, невеста и другая молодежь веселилась, танцевала, звучали песни, вручались многочисленные подарки. Девушка дарила жениху платок, символизирующий её невинность.

День свадьбы

С приходом дня свадьбы, жених приезжал за невестой. Одетый наряднее всех, в красном чапане и головном уборе, украшенном перьями филина, он выполнял разнообразные задания. Не справившийся выплачивал штраф. С собой жених привозил «той малы» - скот, мясо которого будет использовано для свадебного застолья. Также жених привозил подарки и гостинцы. Чем богаче был жених, тем более роскошный «той малы» от него требовался.

Невесту наряжали в доме её отца. Торжественный обряд сопровождался надеванием на невесту «саукеле» - головного убора, в котором она должна была приехать в дом жениха. При этом её лицо было закрыто. «Саукеле» был самым дорогим атрибутом свадебного наряда невесты, надеть его на молодую доверяли самой опытной и уважаемой женщине.  Головной убор символизировал вступление в супружескую жизнь и прощание девушки с прежними беззаботными днями. За «саукеле» от жениха так же требовался дорогой выкуп.

Приданое невесты называлось «жасау», туда входили драгоценные украшения, роскошная одежда, ковры, посуда. Иногда «жасау» по роскоши и стоимости во много раз превосходило уплаченный стороной жениха «калым мал».

Свадебный «той» (праздник) обязательно включал в себя проведение самых разных игр, от борьбы до скачек. На празднике пели традиционные хоровые песни, в которых молодым желали счастливой семейной жизни.

Проводы невесты

Накануне своего отъезда из отчего дома, невеста приходила к своим родственникам, чтобы попрощаться. Те, в свою очередь, дарили ей памятные подарки. Теперь молодые должны были уехать в дом мужа. Перед этим отец девушки дарил всем сватам и зятю одежду («киит»). Джигит так же одаривал родителей невесты особыми подарками. После этого отец благославлял затя.

Забирали девушку её жених и сваты, количество которых обязательно должно было быть нечетным. С прибытием сватов устраивался праздник с обменом подарками. На восходе девушку провожали из отчего дома. Она пела специальную песню («коштасу жары»), которой прощалась со своими родными. Девушке не разрешалось оглядываться. Возглавляли караван сваты, за ними ехала невеста, а в конце - нарядные молодые парни, которые весело шутили и распевали тематические песни. Люди, встретившие их на своем пути, могли остановить караван и попросить небольшой подарок, получив который, желали молодым счастья – это называлось «туемурындык».

Прибытие невестки в новый дом

Невесту вместе с «женге» (сестрой мужа) высаживали недалеко от аула. Навстречу выходили молодые девушки, которые заводили её в дом и сажали за специальную ширму. Устраивалось большое торжество, на которое были приглашены родственники и друзья семьи. Как только все приглашенные прибывали на праздник, выводили невесту и начинался обряд «беташар» - открытие лица невесты. Всё начиналось со специальной песни, во время которой девушка кланялась родственникам мужа, а те, в свою очередь, дарили ей подарки за погляд («коримдик»). Когда песня заканчивалась, свекровь подходила к молодой, целовала и с пожеланиями счастья снимала шаль. Эту шаль делили между собой присутствующие на торжестве женщины для того, чтобы у себя дома обмотать кусочками материи сосуд для кумыса. Это делалось для того, чтобы в будущем девушка обязательно принесла потомство.  С головы молодой снимали «саукеле» и повязывали на неё платок – это означало её вступление в роль замужней женщины.

«Неке кию» (обряд бракосочетания)

Мусульманский обряд «неке кию» совершался в мечети на следующий день после праздника. Обряд проводил мулла (мусульманский священник), всего в нем участвовали четверо: жених, невеста и двое свидетелей. Мулла трижды читал специальную молитву, при этом держа в руках пиалу с водой и серебряными монетами на дне, и каждый раз молодые супруги отпивали из нее, обязательно с одного и того же края. После из пиалы пили свидетели, доставая при этом монеты.

Первая ночь новобрачных и «Жолдык»

В первую ночь замужняя «женге» (сестра мужа) готовила молодым супружеское ложе, при этом давая шутливые советы и наставления. Наутро, после пробуждения, жених должен был одарить сноху ценным подарком – традиция называлась «жолдык».

Обряды после свадьбы

Свадьба заканчивалась, но соблюдение всяческих традиций продолжалось.  Так после свадьбы родители молодых должны были проводить обряд «тос», куда приглашались все молодые снохи. Их потчевали гостинцами от имени новобрачных.

Ещё одна замечательная традиция «уй корсету»: соседи и близкие родственники звали девушку в гости, чтобы она быстрее привыкла к новому месту. Девушка приносила с собой подарки, так как приходить с пустыми руками считалось невежливым. Во время знакомства проверяли, насколько девушка воспитана и учтива, может ли поддержать беседу.

Новоявленный супруг отправлялся в гости к отцу жены. Конечно, и тут дело не обходилось без преподнесения специальных подарков.

Интересно, что вступившая в брак девушка не могла приехать в гости в отчий дом на протяжении целого года. Преполагалось, что это поможет ей быстрее привыкнуть к жизни в новой семье.

Свадебные традиции в наши дни

Сегодня казахская свадьба заметно осовременилась и подверглась европейскому влиянию. Однако, наряду со свадебным кортежем, букетом невесты, фотосессиями, казахи продолжают чтить и соблюдать многие традиции. Даже белое платье невесты нередко дополняют традиционным «саукеле», а в доме мужа повязывают на голову девушки платок, знаменуя смену статуса.