Традиции при рождении ребенка

Рождение ребенка – самая большая радость в жизни казахов. Существует даже пословица, согласно которой, дом, где есть дети, считается счастливым, а без них «подобен могиле». Поэтому, как и полагается, с рождением ребенка связано множество традиций, которые выполняются с особым уважением и трепетом, ведь речь идет о новой жизни.

Сразу после рождения малыша заворачивали в чистую пеленку, которая делалась из одежды пожилого человека или из пеленки ребенка из многодетной семьи. После ребенка одевали в специальную рубашку «ит койлек», а с проведением всех ритуалов снимали её, заменив на обычную одежду.

Первые сорок дней в жизни ребенка считались и продолжают считаться особенным временем, потому что в этот период младенцы наиболее уязвимы и подвержены воздействию темных сил. Возле колыбельки малыша обязательно горел свет, отпугивающий всё зло. На протяжении этого времени важная роль в жизни новорожденного отводилась его крестной матери «кындык шеше». Согласно поверьям, её сильные стороны и хорошие качества передавались ребенку. В каждый из особо отмечаемых дней – первый, третий, пятый, седьмой и сороковой – «кындык кеше» была почетным гостем и приносила роженице и малышу подарки. Также ей было доверено провести ритуал «бесик салу» - укладывание ребенка в колыбель. Уложив ребенка, крестная накрывала его семью вещами, а сверху нужно было положить нагайку и нож мальчику, а девочке – маленькое зеркальце и расческу.

На сороковой день проводили обряд «колжа». В жертву приносилась молодая овца, из мяса которой отваривали сытный бульон, призванный востановить силы матери ребенка. Гости, участвующие в застолье, по очереди откусывали мясо от шейного позвонка. Первой это должна была сделать роженица, а последней – «кындык шеше». Оставшуюся кость насаживали на палочку и оставляли на женской половине юрты, а убирали только тогда, когда ребенок уже мог уверенно держать голову.

Также на сороковой день проводилось купание ребенка в чаше с соленой водой, на дно которой клали монеты и украшения. После купания младенца поливали сорока ложками особой ритуальной воды, а принимавшие участие в ритуале женщины забирали драгоценности из чаши в качестве подарка. Кроме того, в этот день ребенку впервые стригли ногти и волосы.

Далее следовал обряд «ат кою» или «азан шакыру», когда младенцу давали имя. Для этого собирались аксакалы аула, и старший из родственников называл имя ребенка. После этого мулла зачитывал молитву и трижды говорил на ухо младенцу его имя.

Когда ребенок начинал самостоятельно ходить, проводили «тусау кесу». Черно-белым шерстяным шнуром малышу перевязывали ножки, а многодетная уважаемая женщина должна была перерезать путы. Шнур сжигали и считалось, что после этого ребенок входил в новый этап своей жизни. Мальчикам, достигшим 5-7 лет, проводили «сундет» - обряд обрезания крайней плоти. В честь этого события устраивался большой праздник, ребенку преподносили множество подарков.

В целом казахи относятся к детям очень трепетно. Например, не принято отпускать пришедшего в гости ребенка без угощений или подарка. Считается, что если малышу не понравится в гостях, от хозяев отвернется удача.