Казахские национальные игры

Национальные игры казахов

Конные игры

Кочевой образ жизни обязывал казахов уже с самого юного возраста быть отличными наездниками и мастерски обращаться с лошадью. Из этой бытовой необходимости и родился такой культурный феномен, как конные игры. Некоторые из них придумывались исключительно как тренировка ловкости и мастерства наездников, а другие были лишь развлечением на праздниках. Конные игры – неотъемлемая часть культуры Казахстана, они и по сей день обязательно устраиваются на всех крупных праздничных мероприятиях. Различают несколько основных разновидностей конных игр.

Аламан Байге

Байге в целом – это конно-спортивные соревнования, скачки на средние дистанции.

Аламан Байге – более сложная форма, когда скачки проходят по пересеченной местности на длинные и сверхдлинные дистанции от 30 и 50 до 100 км. От лошадей здесь требуется особая выносливость, а от наездника моральная подготовка, умение выстраивать тактику, рассчитывать силы коня. В конце победитель получает ценный приз. Этот довольно тяжелый вид конных соревнований подвластен не каждому.

Сегодня на праздниках часто устраивается упрощенная форма байге на малые дистанции, где поучавствовать может практически любой желающий, у которого есть лошадь.

Аударыспак

Аударыспак – одна из интереснейших казахских конно-спортивных игр, возникшая для улучшения физической подготовки наездников, их ловкости и умения держаться в седле. Это борьба всадников, во время которой они пытаются сбросить друг друга с коней и побеждает тот, кому это удается. Аударыспак проводится во время народных гуляний и праздников, а также существует как самостоятельная спортивная дисциплина.

Кокпар

Кокпар – игра, пришедшая из древних времен, и пользующаяся большой популярностью. Когда-то в кокпар или кок-бору играли, возвращаясь с охоты на волков, в шутку борясь за тушу убитого животного. В старые времена игра была довольно жестокой, участники могли применять физическую силу и бить соперников плетью, но теперь это запрещено.

В игре принимает участие две команды, в одной команде от 8 до 12 игроков. Поле для игры в кокпар кратно двум футбольным, а вместо мяча используется туша козла. В ходе соревнования участники верхом на лошадях борятся за тушу, чтобы как можно больше раз забросить её в ворота (котел) противника. Соперники отбирают друг у друга улак, передают сокомандникам. Современные правила кокпара появились только в 1966 году, и многие положения напоминают хоккей с шайбой, откуда позаимствованы такие элементы как буллиты, игровое время три периода по 20 минут, штрафное удаление игрока с поля на 2 минуты.

Сегодня кокпар – это спортивная дисциплина со своими национальными федерациями, её даже изучают в некоторых спортивных школах стран Средней Азии.

Куме алу

Куме алу или «подними монету» - участники продвигаются от старта до финиша, на скаку подбирая с земли предварительно разбросанные по полю монеты, каждая из которых завернута в небольшой платок. Тот, у кого к финишу будет больше монет, выиграл. Примечательно, что существует и детский вариант этой игры, когда дети собирают монеты, лишь изображая всадников. При этом им, как и настоящим всадникам, ни на секунду нельзя прерывать «скачку», постоянно находясь в движении.

Кыз куу

Кыз куу – популярная игра, дословно означает «догони девушку». Эта веселая традиция пришла из далеко прошлого, когда во время праздников нарядный парень пытался нагнать девушку до того, как она достигнет финишной прямой. Если всаднику это удалось, в качестве вознаграждения он получает право обнять и поцеловать девушку на скаку. После этого игроки разворачивали своих коней и менялись ролями. Теперь девушка скакала за парнем до старта, и если она его догоняла, то могла ударить нагайкой.

Тымак урып жыгу

Тымак урып жыгу – увеселительная игра, которую обычно проводят во время торжеств, а поучаствовать в ней может каждый, у кого есть конь. Цель игры: будучи верхом с завязанными глазами нагайкой сбить шапку (тымак) со специально установленного шеста. После того, как игрок садится на коня, ему завязывают глаза и трижды раскручивают на месте, чтобы сбить ориентацию. У участника есть три попытки. В случае провала, он может «выкупить» себе ещё несколько попыток в обмен на песню или танец.