Казахские имена

Казахские имена: история происхождения, что означают

Самой большой радостью для казахов является рождение ребенка. Поэтому к выбору имени для новорожденных всегда относились очень серьезно. Имя по традиции давал дед или всеми уважаемая личность, чтобы малыш в будущем вырос таким же знатным. Иногда обращались с такой просьбой к гостю.

Но, и помимо этого, у казахов существовало немало самых разнообразных вариантов наречения своих детей. Например, связанные со временем года, погодой, топонимикой края, особенностями телосложения и здоровья, многочисленными приметами или знаменательными событиями и т.д. Считалось, что сглаз на девочек не действует так сильно, как на мальчиков, и для них выбирались самые красивые, нежные, легкие для произношения имена.

Часто в качестве имени давались названия дорогих материй: Жибек (шелк); нежных растений: Раушан (роза), Кызгалдак (тюльпан), Енлик (эдельвейс); драгоценных металлов и камней: Алтын (золото), Кумис (серебро), Гаухар (изумруд), Маржан (жемчуг). Чтобы девочки росли несказанной красоты, их называли именами небесных светил: Кунсулу (красивая как солнце), Айсулу и Айман (красивая как луна, луноликая), Шолпан (утренняя звезда). Когда рождалась долгожданная дочь, ее называли Асель (мед), Меиз (кишмиш), Кулпынай (клубника).

Если в семье рождались только дочери, им давались имена в надежде на то, что следующим родится сын: Улболсын (да будет сын), Улжалгас (продолжится сыном), Улжан (душа мальчика), Улбобек (мальчик-младенец), Бурул (сверни, повернись) и даже Кыздыгой (перестань рожать девочек). В некоторых случаях девочке даже давали имя Ултуар (родить мальчика), чтобы у нее в будущем были сыновья.

К именам мальчиков отношение было другим, так как на плечи мужчин ложились основные трудности жизни. В первую очередь желали, чтобы они в лихолетье были защитниками родного очага и рода, а в более мирное время походили на известных биев, акынов. Как известно, в прошлые века смертность детей была очень высокой, что породило массу специфичных имен. В семьях, где младенцы умирали часто, новорожденных называли неказистыми именами, полагая, что это происходит неспроста: Ултарак (стелька), Елеусиз (неприметный), Елемес (незаметный). Эти имена являлись словно защитой от сглаза, порчи.

По той же причине, зачастую, составной частью имени было презрительное "кул" - раб: Иткул (раб собаки), Каракул (черный раб). Бывало, детей условно продавали чужим: Сатылган (продан), и покупали: Сатыбалды (купленный) или Гулеген (уплачено).

Когда рождался долгожданный ребенок, то называли его Тлеген (желанный), Сагын-дык (соскучились). Если в семьях на тот момент было мало людей, то нарекали новорожденного Тезекбай (много, как кизяка в степи), Битбай (богат на вшей). Часто у казахов в одной семье встречаются сыновья с именами Куандык (радовались) и Суюндик (любовались). Это происходит от того, что долго ждали новорожденного, и следующий малыш продлевал радость родителей.

Бывали случаи, когда новорожденные умирали один за другим, а родители старели бездетными. Тогда очередного младенца проносили под подолом нескольких старушек, что прожили долгую жизнь. Таких детей нарекали Ушкемпир, Торткемпир, Бескемпир, то есть - три, четыре или пять старух. Хорошо известно, что когда у знаменитого акына Кенена Азербаева на пятом десятке лет родилась дочь, он проделал вышеупомянутый ритуал и нарек ее именем Торткемпир. Позже, когда дочь выросла и пошла в школу, то ее часто дразнили, отчего та переменила свое имя на Торткен.

Известен и другой случай, когда после смерти нескольких младенцев, очередного мальчика назвали Турсын (пусть остановится, останется), а потом, когда три следующих ребенка снова умерли, последовавшего за ними новорожденного нарекли Балта (топор), то есть пожелали, чтобы он как топором отсек несчастье. К этому ряду можно причислить имена Улмес (не умрет), Оскен (вырастет), Жанузак (долгая душа), Кунузак (продолжительный день).

Часто выбор имени сопровождался особенностями кочевого быта: Кошкинбай (кочевка), Кыстаубай (зимовка), Жайляубай (летовка), Булакбай (родник). При этом немалую роль играли и названия местности. Например, знаменитый акын Жамбыл Жабаев обязан своим именем горе Жамбыл, на отрогах которой он родился. Из этого ряда и имена Созакбай, Келесбек, Едилбай, Талас и т.д. У казахов также много имен, связанных со временем суток, с конкретными погодными условиями: Танатар (встает рассвет), Каржау (снег идет), Жанбырбай (дождь), Туманбай (туман), Боранбай (буран). Из далекого прошлого, когда животные были тотемами, дошли имена Аюхан (хан медведь), Арыстан (лев), Жолбарыс (тигр), Бурихан (хан волк), Кабанбай, Куланбай и др.

Как известно, некоторые дети рождаются с особыми приметами: родинками или родимыми пятнами. У других, со временем, образуются какие-то физические недостатки. В таких случаях их настоящие имена на время забываются, и им дают разные прозвища: Калдыкул (цветок с родинкой), Анар (гранат) - из-за красного пятна или небольшой опухоли на теле. У мальчиков с грыжей в области паха были прозвища Кош-карбай (Баран) и Текебай (Козел). Если же у детей обнаруживали какой-нибудь неестественный нарост или нечто иное подозрительное, то таких спешили переименовать Артыком (лишний). Иногда ребенок рождался с уже прорезавшимися зубами. В этом случае мальчика обязательно называли Каскырбай (волк).

Много значили для казахов происходящие в стране события. Например, известен случай, когда человек родился уже после того, как его отец ушел на войну, поэтому его назвали Согыс (война). Позже, когда у вернувшегося фронтовика родился следующий ребенок, то его нарекли Женис (победа). Но самое примечательное то, что третьего сына отец назвал Тыныс (передышка, затишье).