История и памятники древнего Хорезма

Хорезм - древнейший культурный оазис на северо-западе Узбекистана. Цивилизация древнего Хорезма прослеживается от неолита (VI - начало V тысячелетия до н.э.) до сегодняшнего дня. В оазисе пышно расцветали городская культура и сопутствующие ей ремесла и торговля. Самые ранние исторические сведения до нас донесла Авеста (первая половина I тысячелетия до н.э.), где встречается название страны "Hvairizem".

Природа обошла щедротами этот край: резко континентальный климат, засоленные почвы, острый дефицит воды. Единственное, на что не поскупилась природа - это солнце. В году бывает примерно триста солнечных дней. Может быть поэтому близко к истине этимологическое толкование слова "Хорезм" - "земля солнца".Культурное освоение оазиса возможно было только при условии искусственного орошения. Здесь, на берегу великой азиатской реки Аму-Дарьи, и родилась одна из древнейших цивилизаций Средней Азии.

Археологи установили, что наибольшего развития ирригация и земледелие достигли в кангюйско-кушанский период. Памятниками этого периода являются городища Джанбас-кала, Кургашин-кала, Базар-кала, Кунюрли-кала, Кой-крылган-кала и др. Те, кто возводили здесь городища, хорошо были знакомы с математикой, геодезией, астрономией, медициной, искусством градостроения.

В кушанский период (I-II вв. н.э.) строится город-храм Топрак-кала, который является венцом всех достижений высокой художественной культуры, проявившейся в синтезе архитектуры, скульптуры и живописи.Во время тюркского каганата Хорезм сохранял свою политическую независимость.

В V-VIII вв. Хорезм вступает на путь феодального развития. Возникает новая форма поселения - замок, которая сменяет собой кушанскую систему неукрепленных поселений под государственной охраной. Малочисленные города этого периода являются центрами ремесла и торговли и окружены замками дехкан и земледельцев.

Хорезм играл большую роль в экономике Мавераннахра, так как через него проходила транзитная торговая дорога - одна из северных ветвей Великого Шелкового пути. В начале VIII века в Хорезме было три крупных города - столица Кят, Хазарапс и Ургенч. В 710-712 гг. наместник халифата Кутейба ибн Муслим оказал поддержку хорезмшаху, который вместе с арабами принимает участие в завоевании Согда. Позднее Кутейба направил в Хорезм войска и ценой большой крови подчинил себе Хорезм.

В 996 году правитель северного Хорезма Мамун ибн Мухаммед объединил Хорезм в единое государство и сделал столицей Гургандж. При академии хорезмшаха Мамуна (XI в.) жили и работали крупнейшие энциклопедисты средневекового Востока - Беруни и Абу Али ибн Сина.

Зимой 1221 г. началась осада Ургенча войсками Чингизхана. Захватив город, монголы все предали огню и мечу. Наступило мрачное время рабства, хозяйственной разрухи, упадка сельского хозяйства и городской жизни. Объединение Хорезма в сильное государство началось с Абдулгази хана (1643-1663 гг.). В первой половине XVI в. Хорезм выделяется в самостоятельное государство, но только в конце XVI в. была окончательно утверждена независимость Хорезма, с этого времени именуемого Хивинским ханством.

В конце XVIII - начале XIX вв., в связи с развитием торговли с Уралом, Поволжьем, Сибирью экономика ханства укрепляется, развиваются такие города как Хива, Новый Ургенч.

Место архитектурного наследия Хивы и Хорезмской области в целом в истории Средней Азии определяется не только изобилием сохранившихся архитектурных памятников, но и тем своеобразным вкладом, который внесли хорезмские зодчие в строительное и изобразительное искусство Средней Азии, сохраняя и развивая традиции.

Сегодня Хива - уникальное для Средней Азии явление - сохранившийся в целости памятник градостроительства. Исторически сложившаяся планировка уличной сети и застройки в пределах двойного кольца городских стен - Ичан-калы и Дишан-калы - почти не претерпела изменений и в наше время.

Территория "внутреннего города" в Хиве - Ичан-кала - объявлена государственным историко-архитектурным заповедником. На её территории сегодня проживают и трудятся 6 тысяч человек.