Исторические памятники Истаравшана

Медресе Абдулатиф Султон

Медресе построено в ХV веке по инициативе Абдулатифа - сына знаменитого астронома и философа Улугбека. Расшифровка хронограммы, которая была написана над его главным входом подтверждает, что этот памятник был построен Абдулатифом в 937 г. (1530-1531). Об этом свидетельствуют и архигеолочно-раскопочные работы на территории медресе. Судя по документам, изначально это сооружение предназначалось для медресе (школа, обучающая по разным направлениям). Медресе сильно пострадало в 1866 году во время нападения царских (Российских) войск на Среднюю Азию и завоевания Ура-Тюбе. Российские войска нанесли сильный архитектурный ущерб не только медресе Абдулатифа Султона Кукгумбаза, но и другим памятным сооружениям г. Исгаравшан.

Царские войска решили провести реставрационные работы в медресе только спустя 10 лет, в 1876 году. Об этом свидетельствует бумага, обнаруженная подслоем штукатурки колонны. Медресе отреставрировали ещё дважды в 1904 и 1913 годах. Двукратный ремонт этого здания на протяжении примерно 15 лет был вызван землетрясениями 1897 и 1902 годов и ветхостью здания. В годы Великой Отечественной войны медресе использовалось как складское помещение. В 50-ые годы XX века Советская власть начала реставрационные работы в медресе. Они продолжались почти 10 лет и остались незаконченными. Только в 1998 году по инициативе председателя области Касымова К.Р. были выделены средства из Согдийского областного бюджета и медресе отреставрировали. Судя по документам, в 1899 г. в медресе учились 44 муллобача (студента) и преподавали 8 мударрисов (учителей).

Мавзолей Хазрати Шох

Сооружение относится к периоду VIIII века. По народным преданиям, здесь похоронен один из арабских военачальников. Поэтесса Дилшод в начале XIX века называла его "Шохи джавонон" - Шох Кусам ибни Аббос. По документам Куссам ибн Аббос являлся двоюродньм брагом исламского пророка Мухаммада. Здание мавзолея было отремонтировано в 80-е годы XX века и полностью потеряло прежний облик.

Медресе Худоёра Валъами

Здание мазара датируется ХVII веком. Сооружение из необожженного кирпича с ганчевой штукатуркой и орнаментами находится в хорошем состоянии. Наряду с другими, здесь были похоронены правитель Ура-Тюбе последней четверти ХVIII века - Худоёр - Девона бегим и правитель Ура-Тюбе первой четверти XIX века - Мухаммад Рахимбай. Мавзолей Худоёра имеет залы своеобразной формы. Внутри его, занимая почти все подкупольное пространство, стоит большой наземный склеп, украшенный со стороны входа в мавзолей резьбой по ганчу. По мнению архитекторов, погребение такого рода нигде больше не встречается.

Мухаммад Рахимбай управлял Ура-Тюбе с 1816 по 1828 гг. и придерживался, в основном, бухарской ориентации. Однако между ним и бухарским эмиром Насруллой возникли разногласия о владении Джизахом. Этим и воспользовался кокандский хан Мухаммад Али, который захватил Ура-Тюбе. Мухаммад Рахимбай скрылся в Шахрисабзе и, надеясь на своих бывших должностных лиц, в 1248 г. (1830-1831) с 18 смельчаками тайно проник в Ура-Тюбе. Ставленник Коканда Шох-парвоначи узнал об этом, захватил и убил Мухаммада Рахима. В этом мазаре они были похоронены в одной могиле. В 1940 году на территории мазара было произведено вскрытие могилы. Из могилы были извлечены два бальзамированных трупа, которые относятся к потомкам Темуридов. Там остались ещё 9 трупов. Однако внутри магани сейчас ничего не сохранилось. Возможно, местные жители, обнаружив вскрытую могилу, извлекли оставшиеся тела и похоронили их в другом месте.

Медресе Хазрати Шох (Намозгох)

По легенде, мечеть была построена богачом из квартала Тал, Мирзо Кобилом, в 1891-1892 гг. Айван мечети был построен позже аксакалом Салимбаем. Айван мечети с двумя рядами резных колонн возвышался над прозрачным хаузом с родниковой водой. Возле родника действовала холодная баня (тахоратхона) с несколькими комнатами. Мечеть отремонтирована в 1913 году. Мечеть находится на территории гузара Намозгох, который в конце ХVIII и до начала XX века считался культурным, религиозным, торговым и общественным центром Ура-Тюбе. Соборная мечеть Хазрат Шох являлась одновременно квартальной мечетью гузара Хазрати Шох и служила местом пятничных молитв жителей города в крупных мусульманских праздниках и в будние дни. Западный фасад мечети раньше примыкал к древнему кладбищу. Помимо хауза в комплекс Хазрати Шох включены еще два мемориальных сооружения - мавзолей Худоёра Алъами и Хазрати Шох. В данное время сооружение используется как центральная соборная мечеть города. Здесь находится контора городского духовного совета города.

Аджинахона

По сути она является мавзолеем. В этом помещении предположительно была похоронена знатная женщина по имени Биби-бегимджон - потомок Махдуми Хоразми. В архивном документе, по словам академика Ахрора Мухторова, датированном 1171 г. (1757-1758) отмечено, что она была дочерью Ойши и Ишони Мусо Ходжи и сестрой Ибодуппо Ходжи и Убайдулло Ходжи. Согласно документам Аджинахона первоначально была усыпальницей Хазрати Юсуф Ходжи Кори. Чтобы не пускать детей играть внутри и возле мавзолея, их пугали, что данное здание является домом черта (джина), и поэтому мавзолей впоследствии получил название Аджинахона.

Мавзолей Чоргумбаз

Мавзолей Чоргумбаз расположен на северо-западной окраине г. Истаравшана у открытой могилы местного религиозного деятеля Эшони Мавлоно. Само здание представляет собой поминальную мечеть с дощатыми куполами и деревянной колонной. Размер купола составляет 5,3х5,2 м. Мавзолей относится к архитектурным сооружениям конца XIX- начала XX веков. На одной из деревянных частей потолка оставлена надпись: "1321 хиджри", то есть дата нанесения росписи соответствует 1903 году. Во время ремонта нанесен красочный орнамент. Росписью покрыты и деревянные части потолка. Мавзолей отреставрирован в 2001-2002 году в честь 2500-летия города Истаравшана.

Мавзолей и мечеть Боботагои Вали

Мавзолей Боботаго по плановой композиции представляет собой двухкамерное портально-купольное сооружение, возведенное в ХVI веке и дополнено сооружением мечети с айваном, построенными в конце ХIХ века, то есть в 1899 году. По преданию, мавзолей возведен над могилой.

Мечеть Хавзи Сангин

Мечеть была построена в 1322 г. (1904), а айван в 1328 г. (1910). Мечеть получила свое название от хауза (водоема), берега которого были укреплены камнем. Согласно легенде, водоем был вырыт по приказу Султана Парвоначи. По преданию, водоем рыли рабы. Камни вывозили на верблюдах. После завершения всех работ Султан подарил всех верблюдов рабочим-рабам и отпустил их на свободу. Возле мечети имеется небольшой мазар с купольным перекрытием. По некоторым сведениям, в 1895 году мазар назывался Шофозил ибн Аббас, а здание было построено в 1795 году. По другим сведениям, здесь похоронен Фузайл ибн Аббос.

Мавзолей Абдулкодири Джелони

Настоящее название этого сооружения - мазар шайха Абдулкодира или Дервиши шайхи Джелони. Мавзолей Абдулкодира возведен в ХV веке в кишлаке Поджиндак. При скромности внешней архитектуры, он отличается внутри утонченностью и изысканной красотой. Купол здесь покоится на четырех пересекающихся арках, внутреннее членение и орнаменты выражены эффектным и редким способом: белоснежным ганчем на общем красно-коричневом фоне. Мавзолей раскрыт на все стороны четырьмя порталами, но главный портал слегка выделен, что нарушает строгую центричность клина. Некогда над порталом возвышался барабан с верхним декоративным куполом. Здесь похоронен крупный религиозный деятель ислама шайх Абдулкодир (Дервиш) Джелони.

Мавзолей Сари Мазор

Мавзолей датируется XV веком. Мавзолей при скромности декоративного убранства отличается изяществом архитектуры и своеобразными чертами местной строительной школы, сочетанием сравнительно крупной зиёратхоны с очень маленькой игрушечной гурхоной. Мавзолей Сари Маэор позже стал ядром ансамбля, в которую вошли большая айванная мечеть с Чиллахоной и портальное здание мавзолея Аджинахона. По имеющимся фактам, здесь похоронены крупный религиозный деятель, философ Махдуми Аъзами Дахбеди Самарканди (Ходжа Юсуф Вазехи), который среди народа популярен под именем Эшони девона и Эшони Шахид. Позже рядом с мавзолеем Махдуми Аъзам были похоронены поэты и философы ХVI-ХIХ веков Ходжа Убайдуллохи Солик, Ходжи ИбодуллоТолиб, Ходжа Мухаммад Мусо.

Мечеть Мавлоно Усмони Чархи

Мечеть построена в XIX - начале XX века. Она находится в глубине одноименного квартала, по своей планировочной композиции представляет квадратный одноколонный хонакох, окруженный с трех сторон колонным айваном. Центральная деревянная колонна резная, с наборной сталактитовой капителью и фигурной базой. Она выполнена в середине XX века местными мастерами взамен сгнившей. Потолок тоже отремонтирован, но полностью сохранил балочную конструкцию. Рядом с мечетью находится мавзолей поэта, великого религиозного деятеля Ишона Мавлоно Усмони Чархи. Мечеть была построена позже и названа его именем. В конце XX века возле мавзолея и мечети средствами местных бизнесменов была построена большая мечеть с современными архитектурными проектами. Был построен входной холл с капитегью. Дверь с резьбой выполнена местными мастерами. В настоящее время это здание используется, как соборная мечеть города Истаравшана.

Мечеть Джами в квартале Осиёдуруст-кунон

Мечеть расположен в квартале Осиёдуруст-кунон (ремонтники мельниц) и возведена в конце XIX века. Мечеть изначально называлась мечетью Джоми (соборная). В середине XX века ее стали называть мечеть Колинбофхо (ковровщики) из-за того, что здесь находился цех по производству ручных ковров местного комбината бытового обслуживания. В конце XX века мечеть стали использовать как соборную, и она была переименована в мечеть Мухаммада Икбола. Здание состоит из вытянутого в плане четырехколонного зимнего помещения и двухстороннего колонного айвана. Подобная планировка мечети, где хонакох (помещение) с двух сторон окружен айваном, является наиболее характерной для всего народного зодчества северного Таджикистана. Местные отличительные особенности здесь проявляются в основном в элементах разного декора, красочной росписи потолка и стен. В настоящее время оно используется, как одна из пяти действующих соборных мечетей города Истаравшан.

Мечеть Савристон

Савристон - одно из самых красивых мест в селе Ругунд Истаравшанского района. Площадь Савристона составляет больше двух гектаров и состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свою историю. Это село известно своими громадными деревьями, которые называются "савр". Существует легенда, что Хазрати Али с десятью своими людьми преследовался врагами. Место отдыха они выбрали под этими деревьями и каждый из них привязал своих лошадей к колышкам. Внезапно враги приблизились и эти 11 человек, отвязав лошадей от колышков, начато покидать эти места. В этот момент это колышки начали двигаться за ними. Хазрати Али обернулся и, чтобы они не стали обузой, сказал им: "Подождите!". Эти колышки, подождав, превратились в деревья и выросли высоко, и это место назвали сабристон, от слова "сабр" (ждать). Со временем букв "б" стали произносить "в" и стали называть Савристон.

Это, конечно, является легендой и говорит о длительности истории этих деревьев. Согласно данным биологов, в таких деревьях в течение 300 лет появляются гурмы. По этом гурмам можно определить, что этим деревьям 1100-1200 лет. Таких деревьев было 11. В годы войны внутри мечети была школа и зимой было очень холодно, и для отопления классов было срублено 5 из этих громадных деревьев, которые были использованы в качестве дров. В другой части этого места расположена красивая мечеть. Мечеть состоит из большого помещения и просторного балкона (айвана). Мечеть и балкон оформлены восьмиугольными колоннами и украшены разнообразной резьбой. Другое место называется "Могила" (кабр). Здесь могила Ходжи Мирфозила. Ходжа Мирфозил являлся племянником одного из военачальников арабов Абубакра Сиддика. Другая часть называется Чилзина (ступенька). Глубина Чилзины 13-15 м. После ступенек начинается пещера. Раньше для очищения духа в ней сидели 40 дней, мало ели, мало спали и только молились богу. В Савристоне было очень много книг, но из-за преследования врагов они были сожжены.