Петроглифы Саймалуу-Таш

Петроглифы. Наскальные рисунки. Древнее изобразительное искусство

Саймалуу-Таш в переводе с киргизского означает узорчатый камень, расшитый камень.
Так называется небольшое ущелье на северо-восточном склоне Ферганского хребта, в районе перевала Кугарт, через который можно пройти из земледельческой долины Фергана в долины внутреннего Тянь-Шаня. Здесь на высоте 3000-3200 метров над уровнем моря, находится одно из крупнейших в Центральной Азии скоплений наскальных изображений- петроглифов, выбитых на базальтовых глыбах.

Геологической особенностью урочища Саймалуу-Таш являются скалистые выходы базальта. Базальт - порода вязкая, крепкая, и при физическом разрушении образует крупные блоки с почти гладкими поверхностями скола. Аспидно-черная корка пустынного загара на поверхности камней обладает металловидным, зеркальным блеском.

Петроглифы - это наскальные рисунки, оставленные на камнях и скалах во многих местах земного шара. Пришедшие к нам из глубины веков уникальные памятники наших предков кладут начало истории изобразительного искусства. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Саймалуу-Таш - крупнейшее в центральной Азии скопление петроглифов - около 90 тысяч. Это грандиозное святилище древних кочевых племен приводит в восхищение самых строгих знатоков первобытного искусства; здесь множество как одиночных петроглифов так и многофигурных композиций. Саймалуу-Таш уникален прежде всего богатством и изменчивостью во времени своих стилей, от древнейших - эпохи бронзы (3 век - начало 1-го тысячелетия до нашей эры и к 8 веку нашей эры.

Петроглифы Саймалуу Таш разнообразны, и ученые выделяют среди них несколько стилей, существенно отличающихся один от другого, так к древнейшему принято относить геометрически теневой, т.е. битреугольный стиль, где изображение животного дается в виде двух соединенных треугольников или прямоугольника (3 - 1 тыс. до н.э.). Замыкают экспозицию по времени - петроглифы "скелетной" техники с их простейшими линейными обозначениями статичных и одиноких фигур и условными геометрическими знаками (1 - 8 века нашей эры).

Столь обширному временному диапазону вполне соответствует и богатство сюжетов, образов и знаков. Широко представлен животный мир: слоны, львы, барсы, волки, козлы, благородный олень, птицы и пресмыкающиеся. Домашние животные представлены лошадьми, быками и яками. Многофигурные композиции отображают сцены охоты, приручения диких животных, перекочевок по горным тропам, ритуальные пляски ряженных, солнцеликие и луноподобные божества, их выезды на непарно запряженных колесницах и повозках, пляски демонических, человекоподобных существ с собачьими головами и гипертрофированно большепалыми руками. Авторы серьезных научных статей считают Саймалуу-Таш памятником культуры мирового значения.

О современном искусстве Саймалуу-Таша
Молодой художник-керамист Киргизии - Жумагул Ташиев с высоким мастерством передает всю гамму рисунков петроглифов в своих работах по керамике.
Родился Жумагул Ташиев в 1956 году в селе Кара-Коюн Атбашинского района.
Интерес к художественному творчеству привил ему его отец Ташы, народный мастер по дереву. Навыки, полученные от отца, привели юношу в Бишкекское художественное училище им.Чуйкова на отделение художественной керамики.

Училище Ж.Ташиев окончил в 1981 году. С 1984 года он успешно участвует в республиканских, региональных и международных выставках. С 1990 года он член Союза народных умельцев, а с 1992 года - член Союза художников СССР. Серии его работ "Саймалуу-Таш" принесли успех молодому художнику. Многие из них находятся в Кыргызском Государственном музее изобразительных искусств. Цель молодого мастера, не искажая оригинала наскального рисунка, создавать новое произведение, созвучное нашему времени.

В Бишкеке также существует художественная галерея "Саймалуу-Таш". И все кому интересно познакомится с петроглифами Саймалуу-Таша и работами Жумгала Ташиева могут посетить эту галерю, находящуюся на северо-восточной стороне плошади Ала-Тоо.