Наука и образование в Казахстане

Наука и образование в Казахстане: основные вехи истории развития

Зарождение научной мысли в Казахстане уходит в глубокую древность. Археологические исследования и письменные источники содержат сведения о культуре городов и поселений, существовавших в 6—11 веках на территории Жетысу, Центрального и Восточного Казахстана. Основателями этой культуры являются местные тюркские племена: огузы, карлуки, кимаки, кыпчаки.

Образование в Казахстане. Фотографии Казахстана

В 8—11 веках в связи с усилением влияния в Средней Азии и Казахстане Арабского халифата получила распространение исламская религия, возросло влияние арабской культуры. Арабский язык на территории халифата стал господствующим, однако сохранились и местная культура и язык. В развитии арабской культуры активное участие приняли многие ученые, выходцы из завоеванных арабами стран. Средневековые города были известны во всем мире не только своими базарами и ремеслами, но и славились поэтами, учеными, художниками, богатыми библиотеками, учебными заведениями.

Особое место занимал город Отырар (Фараб), расположенный на караванном Великом Шелковом пути, ведущем из Китая в Европу и имевшем важное географическое и экономическое значение. Библиотека Фараба по богатству рукописного книжного фонда была наиболее крупным хранилищем после Александрийской в Египте. В Фарабе родился великий ученый Абу Наср ал-Фараби. Он оставил богатое научное наследие — свыше 100 трудов.

В государстве Караханидов, существовавшем в 10—11 веках на территории Казахстана, создавал свои произведения замечательный поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни. Его труд “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) стал известен во многих странах мира. Исключительный вклад передовых мыслителей Востока в науку и культуру уже в те времена признавала Европа. Об этом свидетельствуют переводы произведений ученых и поэтов Востока, получившие в 10—12 веках широкое распространение во Франции, Италии, Испании и других государствах.

В конце 17 — начале 18 века ученые России и ряда стран Западной Европы начали исследовать территории Казахстана, изучать историю, культуру, быт и обычаи его населения.

Первый фундаментальный труд по истории казахов “Описание кыргыз-казахских, или киргиз-кайсацких, орд и степей” (1832) создал А.И. Левшин, которого Ш.Уалиханов назвал Геродотом казахского народа, а его монографию оценил как бесценное науч. достояние. Известные русские исследователи П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин внесли большой вклад не только в изучение края, но и в формирование демократической научной мысли во 2-й половине 19 — начале 20 в. Они, а также В.В. Григорьев, Н.Ф. Костылецкий, Е.П. Михаэлис, П.Е. Маковецкий, А.А. Блек оказали большое влияние на духовное формирование казахских просветителей-демократов — Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина, Абая Кунанбаева.

В начале 20 века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе, где обучение ограничивалось заучиванием аятов из Корана. Накануне 1916 на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось 19370 казахских детей.

Образование в Казахстане. Фотографии Казахстана

К 1932 в республике насчитывалось свыше 10 научно-исследовательских институтов и опытных станций, сотни опорных пунктов, лабораторий и метеорологических станций, несколько геологоразведовательных организаций. Институт экономических исследований при Госудасртвенной комиссии по планированию, институты по перестройке сельского хозяйства, овцеводства, почвоведения, строительства являлись крупными научными учреждениями того времени.

В 1935 в ее подчинение передан Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры с секторами казахского языка и литературы, народного творчества. В эти годы начал закладываться Алматининский ботанический сад.

В годы войны в республику были эвакуированы многие научные учреждения и высшие учебные заведения страны. Здесь трудились известные всему миру ученые — И.П. Бардин, Л.С. Берг, В.И. Вернадский, Н.Ф. Гамалея, И.И. Мещанинов, Н.Д. Зелинский, Л.И. Мандельштам, Н.В. Цицин, С.Г. Струмилин, А.М. Панкратова, А.Е. Фаворский, С.Е. Малов, В.Г. Фесенков, Г.А. Тихов, Б.А. Воронцов-Вельяминов и др.

Ученые внесли ряд предложений, имеющих важное оборонное и народнохозяйственное значение, внедрили их в производство, открыли месторождения черных металлов, молибдена, вольфрама, марганцевых руд и другие. В 1942 образованы Институт астрономии и физики, Химико-металлургический институт, в 1943 — Институты почвоведения, ботаники, зоологии и тропических болезней. В 1942—1945 годах созданы специализированные Институты химии, металлургии и горного обогащения, огнеупорных и строительных материалов, зоологии.

1991 является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 принят закон “О научной и научно-технической политике Республики Казахстан”, в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.

Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышденности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Разработаны проекты небольших заводов по производству разноцелевых высокоэффективных катализаторов. Выведены новые сорта зерна и риса. Появились новые методы разведки и добычи полезных ископаемых, их эффективного использования. Освоено производство тепловых и электрич. счетчиков, счетчиков горячей и холодной воды, приборов для срочного медицинского освидетельствования. Впервые выпущены отечественные компьютеры и ряд электронных устройств промышленного и бытового назначения.

Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституц. процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по определению государственных приоритетов в развитии фундамента и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО.

15—23 апреля 1999 в Париже состоялся международный научный симпозиум, посвященный этому событию. На нем организована выставка под названием "Наука Казахстана: из прошлого в будущее";

Проведенные в последние годы исследования ученых направлены на повышение конкурентоспособности отечеств. науки и технологий. Для формирования произ-в, тесно связанных с наукой, ведется реструктуризация науч. баз, повышается эффективность использования природных и минеральных ресурсов, выпускаются новые материалы и препараты, совершенствуется переработка техногенных остатков, стабилизируется работа горно-металлургического комплекса, используются достижения молекулярной и клеточной биологии в биотехнологии, медицине, сельском хозяйстве, организации современной системы телекоммуникаций и связи, развитии атомной энергетики.

Годы независимости республики характеризуются новыми методами организации науки и управления научным творческим процессом, созданием благоприятных условий для работы ученых, подготовкой нового поколения научных кадров, поиском эффективной системы интеграции образования и науки.

Глубинные корни

Образование в Казахстане. Фотографии Казахстана

Если обратиться к истории Среднего Востока, то мы увидим, что образование было привносимо из других государств, иногда благодаря более высокой ступени социального развития, либо из-за политики завоевателей, покорявших земли нынешнего Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. В доисламский период это были учебно-научные центры, создававшиеся эмигрантами с запада. Затем наступает эпоха феодализма в Средней Азии, которую ученые подразделяют на три периода, а естественными историческими рубежами можно обозначить арабское завоевание и нашествие монголов.

До арабского завоевания на территории Средней Азии характерно иранских языков, множественности религий и соответственно систем алфавитного письма.

Второй период начинается с 651 года, когда войска арабов заняли последний оплот сасанидов - Мерв (военные действия по завоеванию территорий средней Азии продолжались в течение столетия). В результате завоевания, в регионе господствующей религией стал ислам и, соответственно, большую роль приобрел арабский язык и арабский алфавит. Грамота и образование на протяжении многих веков были уделом избранных, необходимым условием отправления функций государственной власти. Влияние ислама возрастало. Проверенный способ подчинить завоеванные народы - заставить забыть собственную культуру, язык, письменность. Известен пример, когда Центральная Азия насильно мусульманизировалась арабами. В Хорезме военачальник Кутейба уничтожил всех ученых-хорезмийцев, знавших письменность, хранивших предания своего народа. Запрету и забвению подвергались и другие письменности Средней Азии, как «языческие». Таким образом, в 8-9 веках в официальной переписке и литературе установилась гегемония арабского языка, спутника и проводника ислама. Можно провести аналогию с латынью, которая также была обязательной частью культуры и образования, привнесенной в Западную Европу католической верой и Библией.

Если же вернуться в Среднюю Азию периода арабского завоевания, мы увидим, что именно в это время здесь образовалась и распространилась система мусульманских школ. Средневековые школы мусульманского мира можно разделить на два типа: мактаб (он же дабристан) и медресе. Мактаб – начальная школа, возникшая при мечети, медресе - тип средней и высшей школы.

По-видимому, к началу 8 века надо отнести появление в арабском халифате правила: при каждой мечети в городе и на селе всех мальчиков прихода обучать чтению Корана. Грамоте обучались только лица мужского пола. Это требование возобновлялось целым рядом мусульманских государей, за выполнением его следили особые блюстители.

В 1219 г. в Среднюю Азию и Казахстан с востока вторглись огромные кочевые армии Чингисхана, вслед за ними шли обозы с семьями. За три года пришельцы наводнили новые земли. Старые политические границы рушились, появились новые троны с ветвями монгольской династии. Так начался новый период в истории казахских степей. В послемонгольское время усилилась тюркизация ряда оседлых районов.

В 15 и 16 веках средоточиями больших известных в Азии медресе являлись Бухара и Самарканд, а затем Ташкент.

В 16 веке на нынешних своих территориях складывались народности - казахская и киргизская. Стали усиливаться дипломатические и торговые отношения с русским государством. И следующий виток развития образовательной системы, распространения грамотности напрямую связан с влиянием России.

Светская казахская школа

Для Казахстана усиление отношений с Россией, а затем и присоединение к более сильной державе, начавшееся в 1731, означало устранение серьезной опасности - быть завоеванными джунгарами. Но и у России была своя, колонизаторская политика в отношении киргизов (под этим словом подразумевались все жители степи). Несмотря на такое настроение, именно потребность в грамотных чиновниках дала новый толчок развитию образования и грамотности. Именно присоединение способствовало экономическому развитию Казахстана и преодолению феодальной разобщенности. Исключительное значение имело и усиление влияния русской культуры, проникновение в степь передовых идей.

В этой школе и учительствовал Алтынсарин. Вскоре такие же школы были организованы в Иргизе и Троицке.

Знаменателен и 1883 год, когда в Ханской ставке, в Букеевской орде, открылась первая женская школа для казахских девочек. Это было одноклассное сельское училище с интернатом на 20 человек, в котором большое значение уделялось рукоделию.

К обязательным предметам гимназического курса относились: математика, физика, логика, история, география, русский язык и словесность, закон божий. Обязательными были четыре иностранных языка: новые - немецкий, французский и древние - греческий и латинский. В конце учебного года каждому выводился средний балл.

Время от времени организовывались «пешие образовательные экскурсии» гимназистов на озера Иссык-Куль, Большое Алматинское и Иссык.

Однако общая образовательная ситуация на казахских территориях была не столь прогрессивна. До революции количество грамотных в Казахстане не превышало нескольких процентов. К 1913 году имелось всего 157 русско-казахских школ с числом учащихся не более 50 человек в каждой. Однако уже в период 1901-1917 гг. число русских начальных школ возросло до 2389, русско-казахских - до 600 школ. Контингент учащихся в 1916 году в Казахстане составил 164 859 чел.

Образование в период социализма.

Образование в Казахстане. Фотографии Казахстана

В начале XX века начинается интенсивное развитие образования и педагогической науки в регионе. На общественную арену выходит новое поколение просветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своих предшественников, привнося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания.

С приходом советской власти началось осуществление широкой программы экономических и социальных преобразований на бывших окраинах царской России. К сороковым годам в Казахстане в основном была ликвидирована неграмотность, вместо старой аульной школы была создана новая общеобразовательная школа для всех слоев населения. Стали функционировать среднеспециальные, профессионально-технические и высшие школы.

В деле развития педагогической науки немаловажное значение имеет издательская деятельность. В 1919 году Букеевский подотдел Наркомнаца издает педагогический журнал «Мугалим» («Учитель»), который выступал со статьями о роли авторитета воспитателя и родителей, с материалами по вопросам школоведения и школьной гигиены, циклами статей о педагогических взглядах Аристотеля, Сократа, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого и др. Первенец казахской педагогической печати немало способствовал организации и строительству новой национальной казахской школы.

В 1928 году начал свою образовательную деятельность Педагогический институт, готовя первые казахстанские кадры для общеобразовательных школ и техникумов. Идея всеобщей грамотности и приобщения к мировой культуре надолго осталась ведущей для выпускников этого вуза.

В 1931 году Государственный Медицинский институт начинает обучение высоких профессионалов по самым востребованным специальностям. Педиатры, терапевты, хирурги и врачи узких специализаций постигают тонкости врачевания, используя опыт российских и зарубежных клиницистов.

С 1932 года функционирует Казахский республиканский техникум физической культуры, на долгие годы ставший любимцем студенчества. Его выпускники направляются на работу в средние и специальные школы, техникумы, на предприятия, в совхозы, везде пропагандируя не только здоровый образ жизни, но и активный досуг, коллективизм общения.

1934 год - время открытия Казахского государственного университета. Славная история деятельности этого высшего учебного заведения является особенно показательной для целой эпохи образования. Именно КазГУ стал первым поставщиком интеллектуальной и научной элиты для Казахской республики в те годы.

В 1938 году Художественное училище приняло первых студентов, давая молодым людям знания об истории мирового искусства и практические навыки прикладного и художественного творчества.

1941 год стал годом создания Алма-Атинского педагогического института иностранных языков. Военное время по-своему расставило акценты, сделав проблему взаимоотношения с Западом насущной. Казахстанская молодежь с особым желанием изучала ведущие европейские языки, заодно интересуясь историей и культурой ведущих мировых держав.

В 1944 году девушек пригласил в свои стены Казахский женский педагогический институт. Гуманитарное образование широкого охвата предлагалось будущим учителям, музыкантам, хореографам, психологам и логопедам.

В том же году Казахская государственная консерватория объявила набор на музыковедческие и исполнительские факультеты. Не только рояль, скрипка и флейта обживали пространство Консерватории. Под сводами ее залов впервые зазвучали кобыз и домбра, баян и балалайка. Вокальное отделение Консерватории обрело талантливых, многообещающих студентов.

Казахский государственный институт физической культуры также открылся в последний военный год.

С 1957 года государство организует школы-интернаты. Их воспитанники - дети из неблагополучных семей, дети с ослабленным здоровьем. Система интернатовского обучения имела щадящую программу и строгий распорядок дня, направленный на укрепление здоровья маленьких подопечных.

В 1963 году был образован Институт народного хозяйства, который отражал веяния прогрессивного периода в истории социализма. Студенты Института получали широкие знания экономических и социальных наук.

С 1975 года Алма-Атинский энергетический институт приступил к обучению специалистов- энергетиков для нужд республиканской промышленности и городского хозяйства.

В1976 году Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта начал обучение инженеров по этому жизненно важному профилю в структуре транспортного обслуживания.

Образование Казахстана. Kazakhstan photos

1978 год подарил творческой молодежи Театрально-художественный институт - кузницу кадров для республиканских театров, казахстанского кинематографа и телевидения, мастеров художественного и хореографического искусства, известных во всем мире.

В 1980 году начал обучение студентов Алма-Атинский архитектурно-строительный институт, деятельность которого до сих пор дает республике талантливых архитекторов, разработчиков, дизайнеров, конструкторов и толковых инженеров.

Определенный вклад в развитие и становление педагогической мысли республики внесли видные государственные деятели С.Асфендияров, С.Д.Жандосов, Т.Жургенов, С.Мендешев, Т.Рыскулов, Н.Торекулов, И.Омаров и др., классики казахской литературы М.О.Ауэзов, С.Сейфуллин, И.Джансугуров, Б.Майлин, С.Муканов, Г.Мусрепов, Г.Мустафин, деятели искусства и науки А.Жубанов, С.Аманжолов, Е.Бекмаханов, М.Габдуллин, С.Жиенбаев, Х.Жубанов, К.Джумалиев, А.Маргулан, М.Сарыбаев, К.Сатпаев, Н.Сауранбаев, Д.Турсунов, М.Хамраев и др.