Легенды о Караман-ата

Легенды Казахстана и Великого Шелкового пути

Легенда о Караман-ата

Караман-ата (Кахарман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших на Мангышлак распространять суфизм. Легенды разных народов несут и разную информацию о Караман-ата.

В книге М.Мирзоева упомянуты каракалпакские легенды, в которых рассказывается об одноглазом великане-людоеде Караман, которого обхитрил и убил батыр Есим. В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай, проклятый за клевету и оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный шейхом в собаку-людоедку.

Имя «Караман» встречается и в туркменских легендах: в далекие времена среди туркмен жили два брата Акман и Караман. Большим уважением и почетом пользовались они среди сельчан. Что-то стало причиной большой ссоры братьев с Ходжой Яссави. И братья вынуждены были переселиться со всеми своими соплеменниками-самырами на запад, в Мангистау. После смерти одного из братьев был возведен некрополь и подземная мечеть.

Сохранились и другие сведения середины XIX века «Предания адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях Караман-ата был сыном Ихсана (Есен-ата) и внуком Чопан-ата (Шопан-ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караман-ата был похоронен вблизи мечети. Однако где именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На ней присягают именем святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно присягнувшие именем Караман-ата тут же умирали и род их вскоре прекращал свое существование.

До наших дней дошло предание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими на Мангышлаке, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора уговорились принять присягу сто человек с каждой стороны на могиле Караман-ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей.

Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекет-ата. Бекет-ата предложил совершить спор у могилы Караман-ата. Было принято в то время у казахов спорить на единственного сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана, сына известного батыра Кожа-назара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек:

- Если не прав казахский народ, то наказание постигнет тотчас.

Тут, откуда ни возьмись, разразилась молния и ударила в шило. Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился. Вторая сторона, не желая признать свое поражение, решили продолжить спор на своей земле, в Туркмении, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в шестистах километрах от Караман-Ата. Бекет-ата предложил не терять времени зря и встретиться в Шикабр-Ата на утреннем намазе. Бекет-ата вместе с Кошаном обратились в лебедей и благополучно к утру добрались до условленного места. С опозданием прибыв, туркмены признали победу второй стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось миром.

Это, конечно, легенды. А что до правды, то клятвы над могилой Караман-ата всегда были суровыми и категоричными. Клялись на род, на детей. При этом совершался обряд: приносящий клятву обходил кругом святое место, дотрагивался до Корана, вырывал из земли растение с кореньями, приговаривая: «Как растение карают смертью, выкорчевывая из земли, так род пусть умрет, если лжет произнесший клятву».

Неподалеку от изгороди некрополя Караман-Ата тоже имеются захоронения. Поговаривают, что там, в сорока шагах от ограды некрополя, захоронены черные люди, хоть раз поклявшиеся на лжи. Говорят, ровно столько шагов до лжи. До правды же путь еще длиннее.