Город Бухара
Узбекистан. История Бухары. Памятники и фотографии Бухары. Виды Бухары
Погода в Бухаре. Туры в Бухару


Виртуальный тур по Бухаре >>>
Гостиницы Бухары >>>
Рестораны Бухары >>>
Исторические и архитектурные памятники Бухары >>>
Погода в Бухаре >>>

Координаты: 39°46'29" с.ш. 64°25'43"в.д.
Площадь: 39,4 кв.км
Население: 270,6 тыс. чел. (2005)
Часовой пояс: UTC+5
Телефонный код: 8 365
Автомобильный код: 80-84

"Благородная, священная, бесценная. Город - музей, город поэзии и сказки". И это все - о Бухаре. Как магнитом притягивает ее романтический облик туристов со всего земного шара, несмотря на резко континентальный климат. Лето в Бухаре жаркое, сухое, средняя температура июля достигает +30°С. Зима сравнительно тёплая: средняя температура января составляет 0°С до - 4°С. Средняя годовая температура превышает 15°С.

Историческая справка Бухары и Бухарского региона
  • Традиционная дата Бухары по Наршахи - 3000 лет.
  • Древнейшие материалы шахристана города "Бухо" - 2500 лет.
  • Древнейшие материалы Арка "Нуми" - IV-III вв. до н.э.
  • Раннее упоминание в китайских источниках - V в.н.э.
  • Взятие Бухары арабами - 707 г.
  • Приход к власти в Бухаре Саманида Исмаила - 874 г.
  • Бухара - столица государства Саманидов 829-999 гг.
  • Бухара в составе Караханидского государства XI-XII вв.
  • Бухара в государстве Хорезмшахов - 1212-1220 гг.
  • Бухара в составе монголо-татарского улуса Чагатаидов - 1220-1370 гг.
  • Вхождение в состав державы Амира Темура - 1370 г.
  • Столица государства Шейбанихана и аштарханидов - XVI-XVII вв.
  • Отделение от Бухарского ханства Ферганской долины - нач. XVIII в.
  • Установление протектората России - 1873 г.
  • Установление Бухарской народной республики - 1920 г.
  • Вхождение в состав Узбекской ССР - 1925 г.
  • Бухарской вилоят в составе независимой Республики Узбекистан 1991 г.
Древнее поселение Бухара возникло в первых веках н.э. В VI в. оно становится столицей ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город Бухара (Шахристан) формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки, относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях. Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.

Небольшое здание мавзолея по силе художественного образа и логичности его конструктивного воплощения представляет собой монументальное произведение. Четкий кубовидный объем завершается куполом на восьмигранном барабане, окруженном снаружи узкой галерейкой с арочными проемами. Мавзолей возведен из мелкого светло-желтого кирпича. Узорная рельефная кладка выполнена с непревзойденным мастерством. Игра светотени на фасадах создает впечатление легкости и ажурности. Строительное искусство, виртуозное использование обожженного кирпича в декоре, композиция здания ставят его в ряд шедевров мировой архитектуры.

Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов) было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г. одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м, слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров. На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" - призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.

За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120 гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга. Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей (михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты. В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея. Очень характерен для богатой декором архитектуры XII в. южный портал мечети Магоки-Аттари, убранство которого отличается изощренностью декоративных приемов. Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей. Как уже отмечалось, в XVI веке, после установления власти узбекской династии Шейбанидов, Бухара вновь становится столицей большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое положение страны способствует развитию строительства. Гражданские постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу разросшегося в XVI веке рабада.

Интенсивная застройка Бухары начинается с пятничной мечети. Она была возведена в XV-XVI вв. на месте старой мечети XII в., возле минарета Калян, и стала одним из самых крупных сооружений Средней Азии. Высокая глухая стена ограждает ее территорию. Двор окружен галереей со множеством мощных столбов, соединенных арками, поддерживающими около 300 куполов. В западной его стороне расположено здание самой мечети, обращенное во двор стройным порталом. Художественный эффект акцентируется на орнаментации портала и михраба мечети. Голубой купол мечети высоко поднимается над городскими постройками. По другую сторону площади, на которой стоит минарет, в 1535-1536 гг. было построено медресе Мири-Араб. Медресе имеет традиционную для этого типа зданий планировку с внутренним двором и худжрами. В углах здания по главному фасаду помещены усыпальница и мечеть. Перекрытие усыпальницы со световым фонарем и лепными сталактитами производит впечатление необычной легкости. Медресе Мири-Араб вместе с мечетью и минаретом создает один из значительных ансамблей Бухары.

В подобном приеме "кош", т.е. парных построек, были возведены "Кош-медресе" - медресе Модари-хана (1566-1567 гг.) и медресе Абдулла-хана (1588-1590 гг.). Первое из них имеет обычную для этого типа зданий планировку, скромную отделку в интерьерах, неорнаментированные дворовые фасады. Главный фасад украшен узорами из поливных кирпичей и майоликой. В декоре более сложного по плану медресе Абдулла-хана использованы глазурованный кирпич и майоликовые плитки с характерным для времени Абдулла-хана мутным светло-зеленым тоном. В конструкциях куполов сказывается присущий XVI веку технический прогресс. Внутренний декор многих из них создает яркую впечатляющую картину.

Помимо монументальных культовых зданий город имел многочисленные небольшие мечети с легкими айванами и часто плоскими перекрытиями. Возле них располагались небольшие минареты и водоемы, окруженные тенистыми деревьями. В архитектуре подобных зданий сочетались приемы монументального зодчества с народными традициями, что придавало им особую органичность среди однотипной застройки жилых кварталов. Примером подобных зданий могут служить мечети Балянд и Ходжа-Зайнеддин (XVI в.). Айваны с деревянными перекрытиями и колоннами придают сходство этим мечетям с жилыми постройками. Расположенный вблизи мечети Ходжа-Зайнеддин водоем с каменным ступенчатым спуском к воде, водосливами в виде голов фантастических животных, зелеными насаждениями в сочетании с легким айваном - еще больше усиливает это впечатление.

Большое место в строительстве Бухары XVI века занимали гражданские постройки: торговые, караван-сараи, бани. Не являясь предметом особого художественного замысла, они выразительны четкими объемами и их конструктивным воплощением. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по настоящее время. Это "таки" - купольные постройки на пересечениях улиц. Таковы Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). Рациональна планировка пассажа ("тима") Абдулла-хана, в котором нет проездов, и все внутреннее пространство отведено под торговые помещения.

Ослабление государства в XVII в. в связи с феодальными распрями и потерей мировых торговых связей повлекло за собой сокращение строительства. Однако в монументальной архитектуре еще сохраняются традиции предшествующего столетия. К этому времени относится один из значительных ансамблей Бухары - постройки у Ляби-хауза. Наиболее ранняя из них медресе Кукельдаш (1568-1569 гг.) - самое крупное в Средней Азии здание такого назначения. В 1620 году перед ним был вырыт водоем Ляби-хауз, облицованный крупными известняковыми плитами и окруженный деревьями. Тогда же были построены с двух сторон бассейна мечеть-ханака (мечеть с кельями для паломников) и медресе Надир-диван-беги. Таким образом, был создан ансамбль из трех зданий, объединенных водоемом. Прием "кош" был повторен также при сооружении значительной последней постройки Бухары - медресе Абдулазис-хана (1652), поставленного напротив медресе Улугбека. Несмотря на то, что оба здания по времени их возведения разделены более чем двумя столетиями, они общностью композиции составляют единый строгий архитектурный ансамбль.

Медресе Абдулазис-хана имеет традиционную, но несколько усложненную планировку. В его архитектурном убранстве широко использована изразцовая мозаика, в интерьерах - разной формы сталактиты, а в отделке стен - мраморные панели и живопись "кундаль". Обилие декора снижает художественную ценность здания, особенно в сопоставлении со сдержанным убранством и строгими формами медресе Улугбека, стоящего напротив.

В XVIII веке строительство в стране теряет прежний творческий размах и уже не поднимается до уровня выдающихся архитектурных сооружений.

Однако постройки и ансамбли Бухары сыграли значительную роль в формировании города и сохраняют ее до настоящего времени. Реставрируемые и охраняемые государством, памятники зодчества обретают вторую жизнь и входят неотъемлемой частью в облик современного города.

Города-побратимы Бухары:

  • Кордова, Испания
  • Рюэй-Мальмезон
  • Лахор, Пакистан
  • Санта-Фе, Нью-Мексико, США
  • Малатия, Турция
Полезные ссылки:
  • Бухарский экоцентр "Джейран" >>>
  • Виртуальный тур по Узбекистану >>>
  • Новая Бухара    >>>
  • Карта Бухары    >>>
  • Исторические и архитиктурные памятники Бухары    >>>
  • Легенды и сказки узбекского народа  >>>
  • Отели в Бухаре   >>>
  • Туры в Бухару   >>>
  • Фотографии Бухары   >>>

  • Статьи о Бухаре в местных и центральноазиатских туристических журналах:

  • Из истории стекла и керамики Бухары >>>
  • Благородство Бухары >>>
  • Акваархитектура Бухарского Оазиса Х - Начала ХХ в. >>>
  • Бухарский костюм XVI - XVII вв. в миниатюрах Мовароуннахра >>>
  • План-миниатюра Бухары середины XIX в. >>>
  • Ювелирное искусство Бухары >>>
  • Декоративное убранство жилой архитектуры Бухары >>>
  • Золотое шитье Бухары >>>
  • Художники Бухары: другая реальность >>>
  • Взгляд на творчество скульпторов Бухары >>>
  • Развитие Бухары как города >>>

  • Все фото Бухары >>>
     
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фотографии Бухары
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
    Фото Бухары. Золотая Бухара. Г. Бухара. История Бухары в фотографиях
     






    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2014. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 006550
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты: e-mail: info@OrexCA.com
    Отдел бронирования: (+998 71) 235 70 98
    Отдел туризма: (+998 71) 235 76 50
    Администрация: (+998 71) 235 90 82