Европейская часть Самарканда
Русский Туркестан

После присоединения Самарканда к Российской империи в 1868 году центром строительства нового города - столицы вновь образованной Самаркандской области Туркестанского генерал-губернаторства стала не сохранившаяся до наших дней средневековая цитадель. Теперь на её месте стоят театр и высотные административные здания. Отсюда на юго-запад отходили три главных радиуса нового Самарканда: Абрамовский бульвар, Ташкентский и Каттакурганский проспекты.

Абрамовский бульвар (ныне - Университетский) имеет 128 метров ширины, протяженность более километра и отделяет новый город от старого. Большинство возведённых вдоль бульвара построек сохранилось до наших дней. Здесь привлекает внимание, прежде всего, резиденция военных губернаторов Самаркандской области (Н.Неподкупный, 1875 г.) - ныне городской хокимият, двухэтажное здание женской гимназии (типовой проект Г.Сваричевского, 1904 г.) - ныне биологический факультет университета и, конечно, самое красивое, по мнению современников, здание нового Самарканда - особняк Русско-китайского банка (1896 г.) - ныне ректорат университета.

Радиусы нового города как бы скрепляются поперечными улицами - дугами, средняя из них - Кауфманская (ныне - ул.Мустакиллик) - считалась главной улицей нового Самарканда, здесь располагались наиболее престижные магазины и конторы различных фирм, рестораны, отели. Большинство этих сооружений сохранилось либо в перестроенном, либо в оригинальном виде.

По одну сторону этой улицы в центре новогородской застройки разбит центральный городской сад, функционирующий и поныне. Он украшен низким, но очень стройным зданием Офицерского собрания (1882 г.). Здесь же - небольшая площадь, где построена первая православная церковь Самарканда - храм Георгия Победоносца (И.Лемке, 1882 г.). Теперь церковь лишена куполов и большей части внешних архитектурных деталей, она используется не по назначению, но всё равно гармонирует с оригинальным многофигурным памятником Свободы, установленным на площади в 1919 году по проекту военнопленного первой мировой войны, скульптора Э.Рауша. Среди построек за центральным городским садом выделяются: Самаркандское отделение государственного банка (Б.Кастальский, 1908 г.) и затейливый корпус Публичной библиотеки (В. Гейнцельман и П.Лебедев, 1911 г.).Оба здания спроектированы с применением элементов псевдорусского стиля в сложных многообъёмных композициях, но по сути являются яркими образцами туркестанского стиля.

Хорошо сохранившиеся строения культового и общественного назначения разбросаны практически по всему сектору нового города Самарканда - вплоть до Каттакурганского проспекта (ныне - ул. Мирзо Улугбека), который ограничивал с северо-запада новогородскую застройку. Здесь через второй городской парк (он назывался Ивановский сад) дорога выводила к летним военным лагерям.

Жилая застройка нового города с преобладанием одноэтажных домов из сырцового кирпича изобилует уличными фасадами, выложенными жжёным кирпичом с насыщенной декоративной обработкой, с козырьками на ажурных металлических кронштейнах и другими украшениями. Высокий уровень исполнения архитектурных форм с их чёткой прорисовкой, хорошо найденная масштабность, умелое сочетание сооружений с зеленью деревьев и кустарников - таков сегодняшний новый город Самарканд, сохранивший значительную часть ансамблей туркестанской архитектуры конца XIX - начала XX веков.

По заказу OrexCA.com текст составил Б.А. Голендер


Полезные ссылки:
  • Русский Туркестан >>>
  • Христианские храмы Самарканда   >>>
  • Исторические и архитектурные памятники Самарканда >>>
  • Гостиницы в Самарканде >>>
  • Рестораны Самарканда >>>
  • Театры Самарканда>>>
  • Фотографии Самарканда >>>
  • Куда сходить в Самарканде? >>>
  • Фото Самарканда >>>
     
    Храм Георгия Победоносца
    Фотографии Самарканда Фотографии Самарканда Фотографии Самарканда Фотографии Самарканда







    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 010064
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108-04-32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда
    г. Москва, ул. Барклая д. 6, стр. 5, офис 401

The European Part of Samarkand
Imperial Turkestan

After the annexation of Samarkand to the Russian Empire in 1868 it became the capital of Samarkand region of Turkestan Governorate General. The center of the construction of the new city became a medieval citadel which didn't remain till present days. Now a theater and high administrative buildings are situated there. Three main radiuses of the new Samarkand - Abramovskiy Boulevard, Tashkentskiy and Kattakurganskiy avenues - went southwest from that place.

Abramovskiy Boulevard (now named University Boulevard) is 128 meters wide and more than 1 kilometer length; it divides the old and the new parts of the city. Most of the building along it remained till present times. The great attraction here is the Residence of the Military Governors of Samarkand region (N. Nepodkupniy, 1875) - now the building of the city administration, by the two-storied building of the Women Gymnasium (Standard project of G. Svarichevskiy, 1904) - now University Biological faculty, and of course by the most beautiful new Samarkand's building as it's generally agreed - the residence of Russian-Chinese Bank (1896) - now University administration building.

The new city radiuses are like "bounded" with cross streets - arches, and the middle street - Kaufman Street (now Independence Street) was the main street of the new Samarkand, there were the most prestigious stores and offices, restaurants and hotels. Most of those buildings still exist as original or rebuilt ones.

Laid out along one side of this street is the Central City Garden. It is enhanced with a very well-proportioned Officers' Assembly building (1882). Also a small square is located here with the first Samarkand's Christian Church - St. Georgiy the Victorious Temple (I. Lemke, 1882). Now the temple doesn't have any domes and misses most of the exterior architectural details. It no longer functions as a church but still it looks very harmonious with the Freedom Monument placed on the square in 1919 (project of the sculptor E. Raush who was the prisoner of the World War I). Other outstanding buildings are the Samarkand Division of the State Bank (B. Kastalskiy, 1908) and the Public Library (W. Heinzelmann and P. Lebedev, 1911). Both of these buildings were projected by using the elements of Pseudo-Russian style and still they were brilliant examples of Turkestan style.

Well-preserved cultural and public buildings are spread over most of the new part of Samarkand - right up to Kattakurganskiy avenue (now Mirzo Ulugbek Street), which bounded the new city on northwest. Here the road once led to the summer army camp through the second city park (it was called Ivanovskiy Garden).

The residential area of the new city is mostly one-storied buildings made from the adobe bricks and the street fronts are made from baked bricks, with the tracery metal corbels and other ornaments. The new Samarkand has the highest level of architectural techniques with well obtained dimensions and a great combination of the buildings with trees and bushes. Most of Turkestan architectural ensembles of new Samarkand of the end of 19th to the beginning of the 20th centuries still exist.
Text by Boris Golender

More useful links:
  • Samarkand Christian Temples  >>>
  • Imperial Turkestan >>>
  • Hotels in Samarkand   >>>
  • Tours to Samarkand   >>>
  • Restaurants in Samarkand   >>>
  • Historical and architectural monuments of Samarkand   >>>
  • Legends about Samarkand   >>>
  • Photos of Samarkand   >>>
  • More photo >>>
    Samarkand pictures. Georgiy victorious temple
    Samarkand pictures
    St. Georgiy the Victorious Temple

    The church of the Protection of the Virgin

    The Armenian Church of Saint Astvatsatsyn

    The Catholic Parish church of John the Baptist


    About Company  |  Contact Us  |  Careers  |  Newsroom © 2003-2016. All rights reserved
    Created by creative group
    License № 037-04, Certification № 006550
    ISO 9001:2008 certified
    Terms of use

    Our contacts: e-mail:
    Moscow: +7 (495) 108-04-32
    Tashkent: (+998 71) 200-96-00
    London: +44 (0) 20 3287 5671
    Fax: (+998 71) 230-96-55
    Address: 142/1, Mukimiy str., Tashkent
    Road map