Музыка Узбекистана

На территории Узбекистана с древнейших времен складывались, расцветали и приходили в упадок различные цивилизации, оставившие глубокий след в истории мировой культуры.

Что касается музыкального и театрального искусства, то оно так же имеет глубокие корни, уходящие в древние века и рождённые в гуще многонационального народа Средней Азии. Ещё в эпоху Cаманидов (IX-X вв.) большое развитие получают представления канатоходцев, ходулеходцев, народных комиков-острословов. Они в чём-то напоминают современные эстрадно-цирковые представления. Наиболее ярко эти тенденции проявились в творчестве актёров театра Масхарабозов.

О давних музыкальных традициях нам повествуют и памятники изобразительного искусства относящиеся к культуре Кушанского периода, на которых изображены музыканты. Один из них представлен на фризе со струнным арфообразным инструментом в руках, другой с духовым, похожим на флейту, а третий с двухсторонним барабаном продолговатой формы. Из этого можно заключить, что кушанцы и согдианцы знали основные типы инструментов и использовали их как соло, так и в ансамбле.

В X-ом веке в Средней Азии происходит своего рода "эпоха возрождения". Заключается она в том, что саманидские города: Самарканд, Бухара, Герат, Гурганж и другие - становятся ведущими научными и культурными центрами. Возрождаются местные традиции во всех областях науки, литературы и искусства. Создается огромное количество научных и медицинских трактатов, большое значение приобретают и трактаты по музыке Фараби, Ибн-Сины, Хорезми и Фахруддина Ар-Рази, ставшие составной частью в европейской музыкально-теоретической науке, получившей блестящее развитие в последующей эпохе.Огромную роль в развитии культуры Узбекистана во второй половине XIX-го столетия имело присоединение Туркестана к России.

Приехавшие из России русские и чешские музыканты создают музыкальные кружки, хоровые общества, симфонические оркестры и частные музыкальные школы. В то же время предпринимаются попытки первых записей на ноты народных мелодий Туркестана.

Большое значение имели образованные в 1882-ом году в Ташкенте "Музыкальное общество" и через четыре года "Кружок любителей хорового пения" под названием "Лира". Музыкальным руководителем обоих обществ становится чешский музыкант В.В. Лейсик, оставшийся жить в Ташкенте и очень много сделавший для развития музыкального искусства дореволюционного Туркестана и первых десятилетий советского Узбекистана.

Музыкальные общества занимаются большой просветительской деятельностью, устраиваются любительские спектакли, проводятся концерты, а сам В.В. Лейсик, опираясь на помощь местных музыкантов, записывает их интерпретации народных песен, которые обрабатывает для духовых оркестров. Так, впервые национальный фольклор начал звучать в исполнении европейских музыкантов на концертной эстраде.Тем самым была заложена основа для дальнейшего развития музыкального искусства Узбекистана.

Мы благодарны музыкальному продюсеру, г-же Натали Цой за предоставленный для разработки данной веб-странички материал.