Абу Абдаллах Джафар Рудаки

Абу Абдаллах Джафар Рудаки родился в середине IX в. в селе Панджруд (вблизи Пенджикента, Таджикистан) в крестьянской семье. О жизни этого замечательного поэта и особенно о его детстве сохранилось очень мало данных.

Рудаки в юности стал популярен благодаря своему прекрасному голосу, поэтическому таланту и мастерской игре на музыкальном инструменте руде. Он был приглашен Насром II ибн Ахмадом Саманидом (914-943 гг.) ко двору, где и прошла большая часть жизни. Как говорит Абу-л-Фазл Балами, "Рудаки в свое время был первым среди своих современников в области стихотворства, и ни у арабов, ни у персов нет ему подобного". Он считался не только мастером стиха, но и прекрасным исполнителем, музыкантом, певцом.

Рудаки воспитывал начинающих поэтов и помогал им, что еще больше поднимало его авторитет.

Однако в преклонном возрасте Рудаки терпит большие лишения. Престарелый и слепой поэт, а может быть, насильственно ослепленный, как утверждают некоторые источники, был либо вследствие его дружбы с Балами, либо из-за причастия к движению карманов изгнан со двора и вернулся к себе на родину.

После этого Рудаки прожил немного. Как пишет Самани в книге "Ал-Ансаб", поэт умер в 941 г.(952 г.) в своем родном селении.

До нашего времени дошло едва ли больше 2000 строк из произведений Рудаки. Сохранившиеся стихи Рудаки свидетельствуют о его высоком мастерстве во всех поэтических жанрах той эпохи. Он писал тождественные оды (касады), лирические газели, большие дидактические поэмы (сборник известных басен из цикла "Камила и Димна" и др.), сатирические стихи и траурные посвящения.

Рудаки не был придворным одописцем обычного типа. Его оды начинаются с ярких описаний природы, воспевания радостей жизни и любви, разума и знаний, благородства и жизненных невзгод, почитания человека и его труда, отдает предпочтение жизненной практике и называет ее лучшим наставником. У Рудаки почти отсутствуют религиозные мотивы. На многих стихах лежит печать глубокого философского раздумья. В стихотворении, посвященном наступившей старости, Рудаки спрашивает кто виновник наступившей старости, и отвечает:

Ты видишь: время старит все, что нам казалось новым.
Но время также молодит деяния былые.
Да, превратились цветники в безлюдные пустыни,
Но и пустыни расцвели, как цветники густые.

Своим творчеством Рудаки заложил основы всей таджикско-персидской поэзии, выработал основные жанры и жанровые формы; в его стихах выкристаллизовывались почти все поэтические размеры и системы образов. Стихи Рудаки стали образцом для последующих поколений таджикских поэтов.

Он признанный основоположник классической поэзии, которая, распространившись в X-XV вв. среди таджиков и персов, выдвинула таких корифеев, как Фирдоуси и Хайям, Саади и др. Классики этой поэзии любовно вспоминали Рудаки, считая его своим учителем.

Полезные ссылки: