Мечеть Хазрет-Хызр, Самарканд

При въезде в город по улице, ведущей из аэропорта, поневоле обращают на себя внимание соседствующие с шоссе бурые холмы. Это и есть легендарный Афросиаб - город, который процветал здесь почти 1000 лет назад. В самом южном конце Афросиаба, на самом оживленном месте, у ворот (Аханин) при въезде в город, как будто благословляя каждого входящего, расположена мечеть, носящая имя Хазрет-Хызра - легендарного исламского святого и вечного странника. По поверью мусульман считалось, если кому-либо встретится Хизр, тот человек станет богатым. Если он обратит взор на поля, на сад, на город, то значит обилие всего обеспечено, уверяют поклонники Хазрата.По преданию, в древности от этой мечети начиналось мистическое шествие к мозару Шахи-Зинда, который скрыл от преследователей кафиров (неверных) Хазрати Хизра в глубоком колодце, где тот до сих пор живет в подземных райских кущах. Культ хранителя "живой воды" - Хизра уходит в домусульманские времена и неслучайно мечеть путешествующих находится в самом оживленном месте Самарканда.

По преданиям, арабы, захватив город, решили затопить древнюю крепость - калу, перекрыв плотиной канал Арзис. Но вдруг прилетела белая птица. Воины халифата разбежались в страхе, а птица бросилась на плотину и разрушила ее. После этих событий один из сподвижников Хузаймы - Мухаммад ибн Васм установил у железных ворот, на месте почитаемого согдийцами языческого Канца, первую мусульманскую мечеть Хазрати-Хизр. Культ странника Хизра уходит в домусульманские времена, но ислам включил его в число своих Хазратов (святых), как покровителя вод и лугов.

Неоднократно перестраивавшаяся мечеть стоит на фундаменте самой первой мусульманской мечети, воздвигнутой арабами. По бытующей среди населения легенде, построить на этом месте мечеть Кутайбу наказал святой Хизр. По другой легенде, первый кирпич заложил святой Хизр, а сторону киблы (ориентация на священную Каабу в Мекке) достроили сахобы. Третья легенда гласит, что мехроб (ниша в стене, часто украшенная двумя колоннами и аркой) этой мечети установил Хазрат-Хизр.

Здание мечети Хазрати-Хизр неоднократно перестраивалось. В.Л.Вяткин в изложении "Самарии" отмечает, что в правление эмира Музаффара (1860-1865 гг.) мечеть была заново отстроена. Судя по фотографии из альбома Панкратьева (1895 г.), у мечети Хазрати-Хизр в это время не было портика со световым фонарем. Начиная с середины XIX века, здание обновлялось и ремонтировалось несколько раз (в 1854, 1884, 1899, 1919 гг.)

Археологические изыскания у мечети Хазрати-Хизр, выполненные в 1961 году археологом Н.Б.Немцовой, вскрыли кирпичи караханидского типа, включенные в кладку мечети и во фрагменты резной неполивной терракоты. Ею же найдена аналогичная резная неполивная терракота при раскопках медресе Томгач Богра хана, расположенного рядом с мавзолеем Кусама ибн аббаса на территории некрополя Шахи-Зинда. А так как медресе Томгач Богра хана датирована XI веокм, то и нынешняя мечеть Хазрати-Хизр стоит на фундаменте мечети XI века, которая была украшена резной неполивной терракотой.

Был ли подземный ход, упомянутый в легенде о "Живом царе", между мавзолеем Кусама ибн Аббаса и мечетью Хазрати-Хизр, трудно сказать. Но дорога, связывающая непосредственно мавзолей и мечеть в XI веке, существовала.

В XIV веке мечеть Хазрати-Хизр также остается как бы привязанной к мавзолею Кусама ибн Аббаса, но уже другой дорогой через верхнюю группу мавзолеев XIV века, которая развивалась на запад в сторону мечети Хазрати-Хизр. В связи с этим в качестве гипотезы можно предположить, что в XIV веке мечеть была богато декорирована под стать мавзолеям ансамбля Шахи-Зинда. И также блистала великолепными изразцами.

Прочная связь культа Хазрати-Хизра с исламом и композиционная взаимосвязанность комплекса Шахи-Зинда с мечетью, находящихся в непосредственной близости и задействованных в одних ритуалах-шествиях, прослеживается и в XIX веке. Здесь проводились ритуальные обряды, связанные с умилостивлением Аллаха во время продолжительных засух. В мечетях Хазрати-Хизр и Шахи-Зинда устраивались моления.

Существует документ - грамота, в которой сказано о принадлежности одному вакфу мазара Кусама и мечети Хазрати-Хизр, а на печати стоит 1239 год хиджры или 1823(4) год. На основании этого документа можно утверждать с полной уверенностью о существовании этого здания до 1823 года.

Сопоставляя собранные сведения, можно предположить, что в 1823 г. мечеть состояла из зимней части (хонако) с небольшим северным айваном. В 1854 г. к ней были пристроены худжры и восточный минарет. В 1899 году мечеть опять реконструируется: добавляются служебные помещения с восточной стороны. В 1910 году декорируются стены полихромной резьбой по ганчу, а также расписывается плафон.

Первый вариант дарвоза-хоны с айванчиком и входом с восточной стороны был с самого начала задуман как временный. Интересно, что при таком тщательном оформлении айвана остается нерешенной восточная пристроенная часть мечети. Объем с айванчиком и гульдастов не масштабен и композиционно не увязан, что подчеркивает его временность. К 1919 году дарваза перестраивается более капитально и вместе с новым восточным минаретом придает мечети своеобразный не симметричный, но композиционно завершенный вид.

Декор в технике мозаичной штукатурки (кырма), примененной в оформлении экстерьера дарвоза-хоны и минарета, гармонично связался с резьбой по ганчу на стенах айвана и с росписью плафона. В интерьере ажурная резьба по ганчу, в технике "часпак", украсила купол и придала ему кружевную легкость.

Мастера, участвовавшие в декорировании здания, усто Махмуд-наккош - художник по росписям, усто Фатхулла-чубкор - мастер по дереву и мастер Ибн Мурзафил (вероятно штукатурщик) применили все свое мастерство, опыт и знания в воссоздании мечети. Следует отметить работу народного мастера зодчего XIX в. - усто Баки Самарканди, который принимал участие в реконструкции мечети в 1854, 1884 годах. А в 1899 и 1919 строительство осуществлялось под руководством его сына - известного народного зодчего XIX века Абдулкадыра Бакиева.

Большому мастеру усто Абдулкадыру, при обдуманном решении входной группы, ее тщательном цветовом оформлении, удалось подчеркнуть памятника и его значение для жителей Самарканда.

С 1967 по 1972 гг. на памятнике проводились ремонтные и реставрационные работы, в процессе которых были восстановлены утраченные участки художественного декора в технике "кырма" на своде дарваза-хоны и на минарете, а также были уреплены и реставрированы росписи потолка в айване. Мечеть является прекрасным образцом народной архитектуры Самаркандской школы.