Исторические памятники на территории Угам-Чаткальского национального парка

Аблык
Городище на правом берегу р. Ахангаран, на восточной окраине кишлака Аблык. Размеры 1000x800 м, с культурными слоями мощностью до 3 м, возвышенным холмом в южной части размером 130x50 м, высотой до 5 м. Датирующие материалы относятся к VIII-XII, XV, XVII-XIX вв.

Акташ
Поселок в 10 км к северу от Газалкента. Здесь добывали "акташ", агальматолит или колыбташ, применявшийся для украшения архитектурных памятников Ташкента, в частности, из него вырезаны угловые полуколонны мавзолея Юнусхана (XV в.). Еще до недавнего времени функционировало "святое место" под названием "Аката". На поклонение святому приходили из отдаленных мест ремесленники.

Ангрен
Добыча железа в долине Ангрена засвидетельствована уже в самом его названии. Ангрен - искаженное название "Ахангаран", которое отмечено в источниках XIII в. и означало "железных дел мастер". Из полученного железа изготовлялись различные орудия труда - ножницы, иглы, ножи и т.д., которые были предметом торговли с северными кочевыми соседями.

Арашан
Другое название - Мугтурганжой. Находится па правом берегу Арашансая, у истоков сая из озера Узункуль. Здесь имеется тепа с остатками крепости, с хорошо заметными следами стен. Размеры верхней площадки 80x135 м, высота холма с юго-востока 50-70 м, с северо-запада - до 25 м. Крепость располагалась на караванной дороге и контролировала единственную дорогу на перевал Арашан. Раскопки на тепа не проводились, подъемный материал не собран, датировка неизвестна. На левом берегу сая находится мазар "Арашанбуво". Имеется три надгробия, сложенных из камня. Выше надгробий отмечены остатки старой мечети размером 4x6 м с сохранившейся в высоту до 0, 5 м стеной. В 50 м от мазара из скалы бьет горячий источник минеральной воды с температурой 38 градусов. Дебет источника - до 10 м3/час.

Ахангаран
В 1911 году в Ахангаране, вблизи места впадения Сарысу в Ангрен был найден оссуарий овальной формы с костями человека внутри. Оссуарий - костехранилища, использовались зороастрийцами для погребения предварительно очищенных от мягких тканей костей человека.Ряд ученых отмечают, что монгольское завоевание в XIII в. не отразилось на добыче полезных ископаемых. Однако, следует учитывать, что разрушения городов, упадок сельского хозяйства отрицательно сказались на товарообороте различных районов, как Шаш-Илакского региона, так и всей Средней Азии. Районы Ахангарана, отроги Кураминского хребта были захвачены под летние пастбища и зимовки (кишлаки) джелаирами (одним из монгольских племен), потомки которых, по свидетельству ученых, "проживают там до настоящего времени" (1950-е годы АС).

Богустан
Селение Богустан находится на берегу Чарвакского водохранилища, ниже нанайского моста, между Нанаем и Бричмуллой. Название иногда производят из словосочетания "Богу Бустан" (Страна садов). Археологические материалы, полученные в результате исследований 1961-1962, 1964-1965 и 1967 годов перед заполнением чаши водохранилища, позволили определить время зарождения жизни на территории Богустана, начиная с III в. н.э. Раскопки проводились на Кадоваттепа, расположенного у слияния Авгансая с Пскемом в северной оконечности кишлака. Кадоваттепа округлой формы, размером 90x60 м, высота - 12 м. Над руслом же Пскема возвышается на 40 м, что создавало неприступную преграду. Мощность культурного слоя достигает 16 м, что говорит о непрерывности жизни людей на территории современного Богустана.
Найдены различные предметы из металла, кости, камня, стекла, украшения, монеты. Что примечательно, среди находок из Богустана и его окрестностей отмечены орудия каменного века - свыше двух десятков кремниевых орудий, датируемых верхним палеолитом (100 - 40 тыс. лет назад).Вследствие кратковременности изучения и последующего затопления, история Кадоваттепа и Богустана осталась малоизученной. Хотя, если иметь в виду 16-метровые культурные отложения, его история может быть не менее интересной и богатой, чем история Самарканда или Бухары, Шахрухии или Кендыктепа и других древних городов Средней Азии.Одним из показателей непрерывной жизни однородного населения в Богустане, долин Пскема и Чирчика, служит обилие мазаров - святых мест. В самом Богустане их несколько - Бисмазар, Умар вали, Шанто, Мерген эта, Оунак ата, Кулобмазар, Кавсар ата.

Бисмазар
Святое место в кишлаке Богустан. У дороги растет громадная арча, на которой повязаны вотивные ленты, тряпочки. Бисмазар в переводе с таджикского языка означает - "20 могил". В конце 70-х годов XX в., при строительстве Чарвакского водохранилища, захоронения, находящиеся под угрозой затопления, перенесли наверх, на кладбище - Шанто бува. От старого мазара осталась небольшая площадка чуть ниже дороги и арча.

Мазар Шахмар бува
(Умар вали Богустани, Шейх Умар вали) находится у слияния Мазарсая и Пскема, в западной части кишлака, справа от дороги Богустан - Бричмулла. В великолепном фруктовом саду находятся два мавзолея, относительно позднего времени. Один из них принадлежит Умару вали, прозванному "Богустани". Мавзолей - поздняя постройка XVII-XIX вв. Здание прямоугольное, размеры 8, 8 на 4, 85 м., высота стен - 2, 3 м. По сведениям "Силсилат ул-офарин", написанной учеником Ходжа Ахрара Мухаммадом Кози Шоши, родословная Ходжа Ахрара восходит к X веку. Живший в Багдаде Мухаммад Номий Багдадий, услыхав о том, что в Ташкенте есть знаменитый ученый Абу Бакр Мухаммад Шоши, приехал в Ташкент (Шаш), стал его учеником и остался здесь до конца дней своих. Он и был одним из предков Ходжа Ахрара. Шейх Хованди Тахур умер в 1355 году и похоронен в Ташкенте на кладбище, носящем его имя. Его отец, шейх Умар вали Богустани, похоронен в Богустане. Сын шейха Хованди Тахура, Ходжа Дауд, имел дочь, на которой женился Ходжа Махмуд (умер в 1421 году, похоронен в Ходжикенте, о нем см. ниже). От этого брака в 1404 году родился Ходжа Ахрар. По сведениям, записанным в XIX веке в Ташкенте от мудариса местного наречия в Туркестанской учительской семинарии Саидрасуля Саидазизова, шейх Умар вали считается потомком халифа Умара, одного из четырех праведных халифов, называемых в исламском мире - "халифаи-рашидун", в 17 колене. Сохранился завет Умара вали Богустани своему сыну, будущему шейху Хованди Тахуру - "не будь муллою, не будь шейхом, будь мусульманином".Согласно суфийской традиции, каждый ишан имел доставшуюся ему по наследству определенную территорию - селения или родоплеменные объединения, где он мог вербовать ("охотиться", по терминологии XV в.) учеников. Эта территория называлась "Чарвак" или "Богу Чорвок". В этот термин ишаны вкладывали следующий смысл, - "усадьба, которая его кормила". Именно поэтому водохранилище именуется Чарвакским, как территория, которая когда-то кормила, за которой ухаживал род потомков шейха Умара вали Богустани.
На мазаре Умара вали есть кайрак с арабской надписью в 7 строк и датой 1189 г.х/1775. Прочитавшие надпись ученые отметили, что она не относится к самому шейху. По легенде, записанной в 1988 г. у смотрителя мазара Акрамова Кучкара (1909 г. рождения), Умар вали прославился как хороший садовод. На односельчан и гостей производило сильное впечатление то, что зимой в его саду был свежий виноград.
Еще одно из его "чудес" заслуживает более пристального внимания. Случилось так, что к нему пришли наниматься на временную работу три странника. Шейх определил им работу - прополоть от сорной травы достаточно большой огород. Странники были не простые труженики, а отмеченные "божественной печатью" люди."Работники" мгновенно, прочитав соответствующие молитвы, очистили от сорняков весь огород. Умар вали за этот труд выделил им на троих одну касу кислого молока и все трое насытились.

Мазар Дауда, сына шейха Хованди Тахура, находится в нескольких метрах от мавзолея Умара вали. Это небольшое современное здание с двухскатной крышей. Один из углов мавзолея занимает громадная многовековая арча. По сведениям Акрамова Кучкара, раньше на мазаре был большой надгробный камень, высотой около одного метра с надписями, которые муллы Богустана не могли прочитать. В 1978 году этот камень, пользуясь отсутствием людей на мазаре, украли, погрузив на ишака, два неизвестных паломника. В настоящее время (с 2002 г.), на мазаре ведутся благоустроительные работы, возводится новый мавзолей, строятся комнаты для приезжих гостей, кухня.
Жизнь в Богустане, как и во всей долине Пскема, была тесно связана с событиями, происходившими в Средней Азии, Ташкентском регионе. Как отмечено в рассказе о Ходжикенте, в 1405 году жители Богустана, услыхав весть о смерти Амира Темура, бежали в горы. Одно из возможных мест, где спряталась часть населения - это долина Ахсарсая, притока Пскема. Здесь, у слияния Баккулисая с Ахсарсаем еще до недавнего времени (50-е годы XX в.) существовал небольшой кишлак. Подобные кишлаки, основанные бежавшими от смут, налогов, гнета и несправедливости властей и их слуг, имеются во многих местах. На месте бывшего кишлака сохранилось одно из святых мест "Ташгалати бобо" - два огромных дерева, где якобы обитает дух-охранитель местности.
В ходе проведения эколого-этнографической экспедиции под патронажем Ассоциации путешественников "Рабат Малик" в 1999 году мы записали от жителя Наная, автодидакта-историка Иномджана Азметова предания, связанные с историей основания Наная. Среди других известий отметим, что по местным преданиям, Нанай старше Богустана.
В Богустане при земляных работах неоднократно находили различные старинные предметы, клады различных изделий, представляющие научную, художественную и историческую ценность. Многие из них остались вне поля зрения ученых. Тем более для науки важны сообщения местных жителей о кладах монет. Один из них был найден в 1969 году, примерно на месте мазара Умара вали. Это был клад серебряных монет, точное количество неизвестно, так как их разобрали присутствующие. Два экземпляра археологу Ю.Ф. Бурякову удалось получить и доставить в Институт археологии Академии наук Узбекистана. Монеты относятся к концу XIII в. и отчеканены от имени чагатаидов (потомки сына Чингизхана, получившего в наследственный удел Среднюю Азию). Другой клад был найден в 1973 году на мазаре Умар вали Богустани. Когда копали могилу для женщины по имени Сара, вдруг заступ ударился о керамику. Могильщик (гурков) осторожно расчистил землю и увидел небольшой, около 10 см кувшинчик, доверху заполненный монетами. Пересчитывать никто не стал. Как рассказывает очевидец, "монеты были белые, очень тонкие, похожие на бумагу". Монеты разобрали присутствующие, большая часть досталась детям покойной. Ученым приходится предполагать, исходя из изучения монетной традиции, что это были серебряные монеты караханидов (XI - XII вв.).

Бричмулла
Бричмулла является самым крупным археологическим памятником в долине Чаткала. Место для строительства древнего города выбрано чрезвычайно удачно. Здесь сходились горные пути из Чача в Семиречье, Фергану, долины Коксу, Чаткала. С двух сторон го род-крепость был защищен Чаткалом, с третьей - его притоком Коксу. Отвесные берега Чаткала и Коксу были естественной и надежной фортификационной линией. С восточной стороны город прикрывала оборонительная стена, сохранившаяся в виде вала длиной 550 м и высотой до 2, 5 м. Общая площадь городища около 16 га.Вплоть до начала XX века у Бричмуллы существовала переправа через Чаткал. В юго-западной части городища была отмечена небольшая, незаметная тропинка, ведущая к берегу Чаткала. Здесь, в скалистом грунте был пробит тоннель со ступенями, скрытно спускающийся к воде. Этот тайный спуск служил для водоснабжения города во время обороны.
Изучение древнего города началось в 1925 году И.А. Сухаревым, отметившим в рисунках и чертежах результаты своих наблюдений. В 1962 г. городище изучалось сотрудниками кафедры археологии САГУ (С.Б. Лунина). В 1963 г. обследовался Чарвакским археологическим отрядом (Ю.Ф. Буряков), а в 1964 - 1965 гг. на городище были начаты археологические работы.
В 1964 - 1965 годах были заложены 4 раскопа, позволившие выяснить некоторые этапы жизни города, быта горожан, характер ремесленного производства, его специализацию. Было выявлено, что дома горожан были сложены из пахсы с добавлением камней, стены достигали толщины 0, 4 - 0, 5 м (отметим, что в зданиях, функционально предназначенных для обороны, толщина стен у основания достигала 1, 5 м, постепенно сужаясь кверху). Археологические находки разнообразны - изделия из железа, наконечники стрел, ножи, пряжки, фрагменты керамической посуды, куски спекшейся руды, куски чистого железа, шлаки... По найденным находкам археологи начало жизни в поселении на слиянии Чаткала и Коксу датируют VI веком нашей эры. Это пора могущества тюркского каганата, когда в предгорных и горных районах Чирчика стали возникать оседлые поселения и укрепленные замки. Поселение играло важную роль уже в период возникновения как крепость, охранявшая пути в горные, богатые различными металлами, районы. В IX - X вв. поселение разрослось в город, обнесенный стеной, с общей площадью в 16 га. В северной части города было особое укрепление с гарнизоном.
Основная масса горожан занималась металлургическим производством. Ремесленники плавили и обрабатывали железо и медь. Археологи и геологи зафиксировали в горных районах Коксу и Чаткала древние выработки, связанные с добычей полиметаллических руд. Интенсивно добывались мышьяк, минеральные краски, серебряно-свинцовые руды. Для добычи железа использовали обогащенные гематитом гальки, собирая их в русле рек. Выявлены печи с мехами для принудительной подачи воздуха при плавке железа.
Естественно, возникает вопрос, а что это за город находился в древности на месте, где сейчас находится Бричмулла?
На основе изучения письменных источников Х - ХII вв., археологи (Ю.Ф. Буряков) предположили, что этим городом должен быть Ардланкет, единственный из упомянутых в X в. городов в долине Чаткала. Основные археологические материалы городища относятся к XI - XII вв. Есть и противники (А.К. Кабиров) отождествления городища Бричмулла с древним городом Ардланкетом. Они предлагают отождествить с Ардланкетом городище Кульбескан, расположенном в устье Аксу, притока Чаткала, площадью 8 га. Город у слияния Коксу с Чаткалом опустел в XII веке, в конце XIV - XVI вв. он вновь возрождается и периодически - то расцветая, то угасая, функционировал до XVIII века. После этого он был окончательно заброшен, и несколько выше его, вдоль русла Коксу было заложено новое поселение - Бричмулла. Впоследствии произошло расселение возросшего населения по правобережью Коксу (Яккатут) и левобережью Чаткала. В окрестностях Бричмуллы в XVIII-XIX вв. добывали золото. По свидетельству местного жителя Науруз Хасана (записано в 1975 году), добыча производилась при помощи шерстяных ковров. Ковры натягивались на поставленную покато раму ворсом вверх. Один из старателей сыпал на ковер песок, а другой лил воду, которая уносила песчинки, а золотые чешуйки застревали в ворсе ковра. Четыре человека за один день добывали от 10 до 30 золотника (42, 7 - 128, 1 г) золота. В 1860-е годы, близ селения Бричмулла было налажено производство чугуна. Отмечены имена наиболее известных мастеров - Камила-уста и Гоиб-уста.
В 1989 году в Музей истории Узбекистана поступил клад из "более чем 2220 экземпляров медных монет". Чекан городов Бухара, Самарканд, Андижан, Шахрухия, Хисар. Все монеты 1428 г. Именно в этот год великий ученый и государственный деятель Улугбек произвел денежную реформу в государстве.

Бургулюк тепа
Археологический памятник расположен в устье Бургулюксая, правого притока Гальвасая, на его высокой правой террасе. Размеры верхней площадки холма 30x38 м, высота над уровнем воды около 50 м. Сохранился вал и ров глубиной до1 м и шириной до З м, затем снова вал шириной 4 м. Раскопки Не проводились. Подъемный археологический материал датируется VI-VIM вв., отмечено несколько фрагментов, относящихся K XI - XII ВВ. Археологи, исследовавшие памятник, считают, что это раннесредневековый замок. Поселения вокруг замка не обнаружено.

Газалкент
Проводя разведочные работы в 1935 году, археолог В.Д.Жуков предположил, что на месте современного Газалкента располагался древний город Газак (другие названия - Газал, Гузал). Уже по названию предположена была древняя основа. Однако более тщательные археологические исследования не выявили города. Так называемая "цитадель города" у места впадения Гальвасая в Чирчик, как показали раскопки, на самом деле представляла собой отдельно стоящую укрепленную усадьбу, датируемую первыми веками н.э. Следов обживания города периода развитого средневековья (IX-XII вв.) не обнаружено.

Джигиристан
Кишлак и рудник около него расположены в верховьях р. Ахангаран. Древний рудник в нижнем течении Джигиристансая, левого притока р.Ахангаран. Открытая выработка по добыче каолиновых глин. Предполагают, что разработка производилась с первых веков н.э. До XIX века самаркандские и кашкадарьинские мастера - керамисты (кулолы) для производства особо модной среди местного населения посуды "чинни" ("китайская"), применяли специальную глину, называвшуюся "гильбута", которая добывалась в окрестностях Джигиристана. В конце 50-х годов XIX века керамист Уста Касым обнаружил в 12 км от города Карши залежи глины, которая заменила джи гири ста некую. В 1863 году другой мастер - керамист из Коканда обнаружил еще одно месторождение глины - гильбута в окрестностях селения Карнаб. Глину доставляли в Самарканд (за 150 км) на верблюдах, где продавали от 12 до 50 коп. за пуд. Открытие новых месторождений имело последствием закрытие джигиристанских месторождений, по крайней мере, до 60-х годов XX в.

Дукент
Археологический памятник находился в одноименном кишлаке в промышленной зоне города Ангрена, на правом берегу правого притока р.Ахангаран. Представлял собой холм высотой от 6 до 8 м, диаметром 60 м и прилегающей территорией 500х150 м. Здесь в 1961 г. строители нашли серебряные украшения из двух витых браслетов XI-XII вв., весом 100 и 70 граммов. В 1961 году в одной из пещер севернее к Дукент были найдены берестяные грамоты. Это были берестяные листочки, исписанные черной тушью вертикальными письменами, нанесенными острой палочкой. По определению ученых, хрупкие документы представляют собой часть буддийской книги, написанной в конце XV-начале XVI вв., как предполагают, одной из тайных сект монголов-буддистов. В 1952 г. на правом берегу Дукентсая, в 12 км от Ангрена, было найдено 1499 серебряных монет. Клад содержал продукцию 15 монетных дворов. Самые ранние монеты датируются 673 г.х. - 1273 г. н.э. Самые поздние чеканены в 711 г.х. - 1311 г. н.э.
В 1961 г. из Дукента был получен клад монет, чеканенных с 1533 по 1549 годы. Всего в кладе было более 70 серебряных и медных монет. Через несколько лет, в 1965 г. в Дукенте был собран найденный местными жителями клад XIV-XV вв., состоящий из 329 серебряных монет.

Думалак тепа
В трех километрах от Газалкента, на самом берегу Чирчика имелось тепа, называемое Думалак или Юмалактепа. Само название означает "круглое". Тепа расположено на правом берегу неглубокого сая, у его впадения в Чирчик. Диаметр тепа свыше 40 м, высота 4 - 6 м. С поверхности тепа собраны керамика, несколько фрагментов зернотерок из белого и серого гранита.

Заркент
Кишлак в 10 - 12 км к юго-востоку от Паркента. Одно из месторождений железа отмечено археологами в окрестностях Заркента и носит название Хоткан. Недалеко от древнего рудника, в 1 км находится шлаковый отвал, отмечающий место плавки руды. Около Заркента в XIX в. добывался т.н. "магил" - минерал, употреблявшийся для производства минеральной краски. В 1926 году здесь было найдено 30 монет, чеканенных от имени парфянских царей Синантрука (77 - 70 гг. до н.э.) и Фраата III (70 - 58 гг. до н.э.). В 1974 г. при земляных работах в окрестностях Заркента был найден клад медных монет XVI в.

Заркент тепа
Археологический памятник. Имеет и другие названия - Калаи боло, Калмоктепа. Находится в одноименном селении на левом берегу Заркентсая. Еще в 1900 году памятник был отождествлен со средневековым городом Заранкетом. Представляет собой крупное городище с мощной цитаделью. Подъемные материалы датируются VII - XIII вв.

Золото долины Чирчика
Намеки на добычу рассыпного золота в долине Чирчика археолог М.Е. Массой видит в переотложенных древним человеком слоях речных отложений, где были найдены бронзовые предметы, относящиеся к III - II тысячелетию до н.э.

Кайгактепа
Археологический памятник. Другое название - Турткультепа, находится между двумя левыми притоками Аксакатасая. Размеры верхней площадки 42x30 м, высота с северной стороны 6 м, с юга 4, 5 м. Небольшое укрепление с оборонительными стенами, следы которых сохранились в верхней части холма. Раскопки не проводились. Подъемные материалы датируются VI-VIII вв.

Кайнар
Родник, сардоба, караван-сарай. В 10 км от Канджигалы, в кишлаке Кайнар. Здесь, у родника останавливались караваны торговцев, следующих из Ташкента в Фергану. Существовал караван-сарай, возведенный из жженого кирпича. В описаниях 1934 года упоминается два сооружения - сардоба (так называются купольные здания, возведенные над родником, колодцем) и караван-сарай. По словам местных жителей, эти здания были построены по распоряжению кокандского правителя Салла-хана (1858 - 1862 гг.), по показаниям других, в более ранний период при Мадали-хане (1822 - 1842 гг.).

Кала тепа
Археологический памятник. Другое название - Калауртепа. В верховьях р. Ахангаран, в 3 км к северо-западу от Намудлыка, вдоль Баксуксая, на восточной окраине кишлака Баксук. Раскопки на памятнике не производились. Датируется по подъемному археологическому материалу V - XVII вв.

Каранкуль тепа - 1
Археологический памятник. Находится в устье Каранкульсая, левого притока Чирчика. На естественной площадке древними жителями был построен замок, от которого сохранились остатки в виде холма высотой до 8 м. Размеры 60х122 м. Разведочные раскопки выявили материалы XI - XII и XVI - XVII BB.
Таким образом, по мнению археологов, поселение возникло как укрепленная усадьба в XI в. Существовало недолго. Вначале XIII в. поселение было оставлено. Затем, после длительного перерыва, в XVI веке, во времена шейбанидов, руины поселения были снивелированы и превращены в достаточно ровную площадку, на которой располагались юрты, возле которых имелись хозяйственные постройки с тандырами, очагами.

Каранкуль тепа - 2
Археологический памятник. Недалеко от Каранкультепа-1, в 1 км выше по саю. Укрепление с крепостным холмом. Крепость построена на естественном останце, у входа в узкое ущелье Каранкульсая, на его правом берегу. Высота холма 12 - 10 м. Размеры верхней площадки - 36х48 м. В 30 м к юго-востоку от тепа имеется родник. Раскопки на памятнике не проводились. Предварительная датировка по подъемному материалу- VI - VIII вв.

Караул тепа
Археологический памятник, расположенный на левом берегу Наткала, напротив Бричмуллы. Тепа округлой формы диаметром 70 - 80 м и высотой 8 м. В 1964 - 1965 гг. были проведены разведочные раскопки, выявившие археологические материалы начиная с IV в.н.э. Оно являлось укреплением у моста через Наткал, который, по свидетельству местных жителей, существовал до начала XX в.

Карахтай
При кокандском хане Мухаммад Али (1822 - 1841) напротив селения Карахтай пытались наладить добычу меди. Медь получили, однако процесс был настолько несовершенен, что медь обходилась дороже доставлявшейся из России. Отмечается, что местность была нездоровой, из-за чего горняки не могли здесь долго оставаться.

Карахтай
Археологический памятник. Городище в западной части одноименного кишлака на правом берегу Ахангарана, в 15 км восточнее г. Алмалык. Археологические исследования не проводились. Отмечены находки нескольких кладов монет, найденных в кишлаке и вокруг него, в том числе один караханидского времени (XII в.).

Киргизтепа
Археологический памятник. Находится на окраине кишлака Киргизаул, близ дома отдыха "Кумышкан". Представляет собой холм удлиненной формы, на левом берегу сая. Размер по верхней площадке 15х38 м, высота 10 - 15 м. Со стороны сая высота достигает 40 м. Подъемный материал датируется IV - VII вв. В 80-е годы XX в. недалеко от тепа был найден каменный фаллообразный пест, датируемый I тыс. до н.э.

Китаптюбинская волость
В 1889 г. в Китайтюбинской волости Ташкентского уезда был найден клад из 23 монет. Из них 22 монеты медные, 1 - серебряная.

Корхона
Археологический памятник. Подземный храм, вырубленный в лессовом холме, в 6 км к югу от Тункета, в бассейне Накпайсая, левого притока Ахангарана.Выдвигаются различные версии назначения этого уникального для Ташкентской области и всей Средней Азии археологического памятника. "Тайное убежище запрещенных исламом религиозных сект, практикующих свальный грех" (М.Е. Массон, Ю.Ф. Буряков), "летняя резиденция правителя области Илак, столица которого располагалась в древнем городе Тункете" (О.М. Ростовцев), "подземный храм зороастрийцев, сооруженный по канонам зороастризма" (С.А. Аширов), "христианский монастырь". Нижние слои памятника при раскопках с 1992 г. (О.М. Ростовцев, В.В. Шаповалова) дали археологические материалы, датируемые серединой 1 тыс. н.э.

Куктунлик ата
Распространенные в Средней Азии названия святых мест, связанных с лечебными возможностями святого Куктунлик ата, якобы помогавшего излечиваться от коклюша. Одно из них находится на левом берегу Башкызылсая, напротив кишлака Каратухум. Археологический памятник, подъемные материалы датируются IX - XII вв.

Кульбулак
Палеолитическая стоянка, расположенная на левом берегу Кызылалмасая. С 1963 года по настоящее время исследуется археологами.

Кум ата
Мазар, располагавшийся в 500 м от центра Газалкента, по дороге в Ходжикент, на берегу Чирчика. Это была маленькая рощица и площадка размерами 100x25 м, окруженная с трех сторон невысокой насыпью из гальки. Местное население в 50-е годы XX в. считало, что раньше здесь было кладбище, позже смытое водой. В памяти народа сохранилось предание о святости территории и его названии - "Кумата" - отец песков. Жители считали, что здесь похоронен святой по имени Кум ата.

Кумышкан
Археологический памятник. Название переводится как "серебряный рудник". Расположен в восточной части Паркентского района. Представляет собой серию открытых штольнообразных выработок. Руда содержала серебро. Подъемный археологический материал представлен находками IX - XI вв.

Куприн боши
Археологический памятник палеолитического времени у слияния Коксу и Чаткала, в 3 км к юго-западу от поселка Бричмулла. Стоянка открыта в 1959 г. ферганским краеведом П.Т. Коноплей. Впоследствии изучался археологами М.Р. Касымовым, Х.Н. Насредди новым. Комплекс археологических находок представлен 32 разнообразными предметами - массивные орудия, пластинки, отщепы, проколка, изделия из кремнистого известняка и сланца темно-серого и коричневого цветов.

Кургантепа
Городище на правом берегу р.Ахангаран, у впадения в него Нишбашсая. Площадь 15 га. Датируется IV - V вв. Отождествлено с замком Мухинан VII - VIII вв. и средневековым городом Кухисимом, описанным арабскими историками и географами Х - ХII вв.

Кызылалма
Древний рудник, поселение, курганы. Расположены в среднем течении Кызылалмасая, правого притока р. Ахангаран, западнее города Ангрен. Рудник представляет собой карьер размером 70х25 м. Древние штольни уходили вглубь на 80 м. Отмечена разработка не менее 200 тыс. м3 руды, содержащей золото. Датируется V - XII вв. Поселение рудокопов расположено на левом берегу Кызылалмасая, южнее рудников. Датируется VIII - Х вв.

Курганы
Кызылалма (или Джетытобе) расположены в левобережье нижнего течения Кызылалмасая, в 50 м к югу от палеолитической стоянки Кульбулак.В 1960 г. археолог Т. Агзамходжаев раскапывал курганы в окрестностях рудника Кызылалма. В одном из женских погребений были найдены золотые украшения - три броши и серебряные застежки.В 1974 г. южнее поселения рудокопов был найден клад из 29 монет. Из них 22 так называемые "черные дирхемы" и несколько сломанных медных фельсов X в. Самая древняя монета клада датируется 250 г. х. - 864 г. н.э.

Кырк Кыз
Находится на левом берегу Карамазарсая, ниже одноименного кишлака (сейчас здесь город Алмалык), в юго-восточной оконечности Кураминского хребта. Здесь отмечен уникальный для Средней Азии некрополь, именуемый "Кырк Кыз". Он состоит из нескольких рядов вертикально поставленных камней.

Лашкерек
Древний рудник в бассейне рек Лашкерек и Лояк, впадающих слева в Ахангаран. Представляет собой сложную систему горных выработок, уходящих на глубину до 300 м. Разрабатывалась руда с богатым содержанием серебра, в том числе самородного. Археологи (Ю.Ф. Буряков) отождествили Лашкерек с серебряным рудником Шаша "Кухисим" (переводится как "гора серебра"). Наиболее интенсивно рудник функционировал в VII - X вв.

Мирвали бобо
Мазар в поселке "Геолог", недалеко от города Ангрена. Именуется также Мирвали бобо. Однокамерный мавзолей, воздвигнутый из жженого кирпича. Общие размеры в плане - 7, 86х6, 42 м, сохранившаяся высота внутри - 3, 64 м.
Главный фасад ориентирован на юго-восток. Перед главным фасадом, на 1, 5 м возвышается булыжная платформа - остатки еще одного прямоугольного в плане сооружения (5, 86x3, 85 м), вытянутого поперек корпуса мавзолея.
Портально-купольный мавзолей с замкнутым кубическим объемом очень архаичен на вид, стены его наклонены внутрь, глухие со всех сторон, кроме главного фасада, где расположен единственный входной проем в нише обрушенного портала, от которого сохранились лишь пилоны. Камера мавзолея квадратная, без ниш.
В углах выведены ступенчатые консольные кирпичные паруса, в шесть ярусов по два кирпича.Купол обвалился. Судя по основанию, архитекторы предполагают, что купол был выложен кольцевой кладкой и, вероятно, имел сфероконическую форму. Сейчас возведена ремонтная двухскатная крыша. Датировка мавзолея - XI - XII вв.
Внутри мавзолея имеется погребение (127x388x122 см) святого Ирвали бобо, занимающее почти все помещение. Надгробие более позднее, чем сама постройка. В могильную насыпь вмонтирован огромный жернов с небольшими неглубокими лунками по краям. По местным преданиям, Ирвали бобо жил около 300 лет назад. Его мазар посещают желающие избавиться от бородавок.

Мунчак тепа
Городище на правом берегу р. Ахангаран, в 1, 5 км западнее к. Ханабад (Кенджигалы). Культурный археологический слой мощностью до 4 м. В северной части памятника имеется возвышение - "Турткуль", в восточной части городища отмечены отвалы металлургического производства. Датируется IX - XIV вв.

Археологический памятник в одноименном кишлаке. Местное название - Искитепа. Расположен между Башкызылсаем и Еттыарыксаем. Городище значительных размеров с цитаделью, подъемный археологический материал - от первых веков н.э. до начала ХIII в. Нами отмечены несколько подземных культовых, и хозяйственных помещений, в том числе подземная мечеть с круглым залом диаметром около 5 м, вырубленная в лессовом холме.
Свидетельством добычи и разработки железа в районе западных, отрогов Тянь-Шаня являются находки на берегу Чуянбулаксая, притока Чаулисая, в 12 км к юго-востоку от Кишлака Намданак, - шлака с кусочками арчи, которая употреблялась в качестве топлива при плавке руды. У кишлака Намданак в XIX в. добывался "акташ", мягкий поделочный камень, употреблявшийся для изготовления печатей и мелких поделок.
.. .Весна 1878 года была ранняя, теплая. Челлак-тепа, что напротив кишлака Намданак, выглядел цветущим ковром, усыпанным красными маками. Мышки, суслики начинали готовить "гнездышки" для предстоящего потомства: очищали старые и прорывали новые норки.
Бахром Каламходжаев, житель Намданака, уже многие годы пас овец в здешних местах, знал каждую ложбинку и холмик в окрестностях. В этот день он привычным взглядом окинул горные вершины вдалеке на востоке, гряду холмов, тянущихся до самого Ташкента на западе. Все было хорошо. Только не было денег, и эта печаль опустила его глаза к земле. Но что это? Возле норки мышки-полевки лежал металлический кружок, потемневший от времени. Бахром подобрал монетку, потер между пальцев, и монета заблестела серебряным блеском. Пастух палкой расковырял норку, нашел еще одну, но дальше без серьезного инструмента - ковырять было бесполезно. На другой день, прихватив кетмень, Бахром довольно быстро раскидал землю у норки. Метровая норка закончилась и кетмень ударился обо что-то твердое. Вскоре показался край громадного хума. В таких хумах во все времена раньше хранили зерно, масло. Еще несколько ударов кетменем и хум треснул, из него посыпались золотые и серебряные монеты.
Руки кладоискателя крепче сжали рукоятку кетменя, он быстро огляделся по сторонам - нет ли кого-нибудь вокруг. Нет, никто не подсматривал, не приближался, чтобы отобрать клад, на горизонте тоже никого не было. Трясущимися пальцами он осторожно стал расчищать ножом землю вокруг хума. Рядом с большим хумом, высотой в 80 см, стоял еще один, поменьше, полный золота. Кроме монет, в кувшинах оказались серьги, браслеты с драгоценными камнями, чаши, кубки... Все разглядывать не хватило времени и сил. Место находки Бахром присыпал и отправился домой.Что делать? Перетащить все не сможет, жена не помощник - больная. Было уже темно, когда решил сходить к односельчанам-братьям Мирзаевым: надежные люди, крепкие, сильные мужики. Все им рассказал, как на духу, показал золотую монету, которую старший из братьев, Ханебек, оставил у себя в залог.
Втроем они лишь к утру смогли управиться с кладом, погрузив на двух ослов, перевезли золото к Бахрому домой. Было уже раннее утро, когда клад был поделен на три равные части - каждому досталось по пять мешочков. Дележ, казалось, был справедливый, но...
В кишлаке Намданак у каждого жителя был свой небольшой участок земли, доставшийся от отцов и дедов. Часть земли принадлежала, по праву вакуфа, мазару Акыршибува. Помимо этого, существовала общественная или "божья" земля для всех вместе и ни для кого отдельно - Челлак-тепа. В донесении начальника Кураминского уезда на имя генерал-губернатора она называется "Чаллах-тюбе", в отчетах востоковеда Н.И. Веселовского - "Чорлок-тепе" ("Записки Восточного отделения Российского археологического общества", 1888 г., в газете "Туркестанские ведомости" - "Чорлон-тепа"). Таким образом, первая часть детективной истории с находкой золотого клада завершилась дележом "справедливым", по мнению двух участников, и "неправильным" - одного человека.Холм Челлак-тепа виден отовсюду - из Красногорска, Намданака, Сукока, Невича, Заркента, Каратухума, Джамбула и других предгорных селений округи, носившей в средневековье название Джетыкент ("Семигрядье").

Известный петербургский ученый востоковед Николай Иванович Веселовский (1848 - 1918) приехал в Туркестанский край в 1885 году, решив произвести археологические раскопки. Порасспросив местных чиновников о наиболее перспективных местах для раскопок, он выбрал окрестности Намданака. Видимо, известия о знаменитом золотом кладе оттуда еще не были забыты. На Челлак-тепа ученый приехал в дождливый январский день 1885 года, и, как сам впоследствии писал, "неблагоприятные погодные условия не позволили в полной мере выполнить намеченный объем работы". Результаты раскопок были столь незначительны, что в 1973 году в справочном издании археологических памятников Ташкентской области предпочли написать "раскопки не проводились".