Поль Надар - вклад в историю фотографии Туркестана
Выставка фотографий "Поль Надар, из Турции в Туркестан, 1890"

В данной статье мы хотели бы познакомить наших читателей с известным французским фотографом Полем Надаром - автором уникального фоторепортажа, выполненного во время его путешествия в Туркестан в 1890 г.

Поль Надар родился в Париже в 1856 г., в семье известного фотографа Гаспара-Феликса Турнашон по прозвищу Надар, получившего всемирную славу благодаря галерее портретов великих людей (писателей, актёров, политических деятелей, философов и мыслителей XIX века).

С 1874 года Поль Надар работает в студии своего отца, где продолжает развивать свое искусство в области портрета. В 1890 г. он предпринимает длинное путешествие из Турции в Туркестан, целью которого является представление фотографий на Всемирной выставке в Ташкенте. Результатом этого путеществия становится один из первых "больших репортажей" в истории фотографии.

Уехав из Парижа, 18 августа Поль Надар прибывает в Стамбул на Восточном Экспрессе, пересекает Кавказ через Тбилиси и Баку, затем достигает территорий русского Туркестана, современные Туркменистан и Узбекистан. Он объезжает регион в течение двух месяцев, сначала на поезде, направившись по Транскаспийской магистрали, затем на конной повозке, и привозит оттуда около 1200 негативов, которые представляют повседневную жизнь, памятники, пейзажи, строительство железной дороги и множество портретов.

Надар фотографирует большие пустынные пространства, пересекаемые Транскаспийской магистралью. Сегодня большинство этих земель обрабатывается и градостроительство простирается далеко за пределами оазисов.

Места, снятые Надаром, представляли совершенно другой вид в 1890 году, что делает из его репортажа документальное свидетельство огромного значения о регионе в конце XIX века. То же касается многочисленных архитектурных зданий (мечетей, медресе, караван-сараев, мавзолеев), по большей части разрушенных в момент его путешествия, и которые были впоследствии реставрированы.

Надар фотографирует улицы, скопления людей и жизнь на оживленных базарных площадях, бродячих торговцев, досуг кочевников и новое городское общество, семьи, играющих детей. Он снимает портреты местных руководителей, в частности, эмира Бухарского, которому он посвятил целую серию снимков.

В 2010 г. в Ташкенте была проведена выставка "Поль Надар, из Турции в Туркестан, 1890" из 70 фотографий великого фотографа, подготовленная Министерством Культуры и Сообщения Франции в партнерстве с Фондом Форум Культуры и Искусства Узбекистана и Академией Художеств Узбекистана. Фотографии были выполнены с оригинальных негативов, сохранившихся в фотоархивах Министерства Культуры Франции (Медиатека Архитектуры и достояния).

Жители и гости Ташкента имели возможность познакомиться с изумительными фотографиями, которые свидетельствуют о той титанической работе, которую проделали реставраторы при восстановлении древних памятников средневековой культуры Средней Азии и Узбекистана в частности.

Некоторые из этих фотографий мы представляем в нашей фотогалерее >>>.

Полезные ссылки:
  • Ташкентский Дом Фотографии   >>>
  • Антология "125 лет узбекской фотографии"   >>>
  • Фотогалерея OrexCA.com   >>>
  • Музей киноискусства Узбекистана >>>
  • Музеи и галереи Ташкента >>>
  • Театры Ташкента >>>
  •     
    Самарканд, руины мечети Биби-Ханым
    Самарканд, некрополь Шахи-Зинда
    Старинный восточный базар Самарканда
    Невольники
    Медресе Шер-Дор, Регистан, Самарканд
    Главная улица Самарканда
    Самарканд, руины мечети Биби-Ханым






    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 010064
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда

Paul Nadar. From Turkey to Turkestan. 1890
Photography exhibition of French photographer Paul Nadar

In the given article we would like to acquaint our readers with a well known French photographer Paul Nadar - the author of the unique photo report given during his travel to Turkestan in 1890.

Paul Nadar was born in Paris in 1856, in the family of a famous photographer Gaspard-Felix Tournachon who became world famous under the nickname of Nadar thanks to his gallery of portraits of great people (writers, actors, politicians, philosophers and thinkers of the 19th century).

Since 1874 Paul Nadar has worked in his father's studio where he continued developing his craft in the sphere of portrait. In 1890 he made a long trip from Turkey to Turkestan where his purpose was the representation of photos at the International Exhibition in Tashkent. The result of the trip became one of the first "big reporting" in the history of photo.

Having left Paris, on August, 18th Paul Nadar arrived to Istanbul by Oriental Express; he crossed Caucasus through Tbilisi and Baku, and then reached territories of Russian Turkestan, the territory of nowadays Turkmenistan and Uzbekistan. He went round region within two months, at first by train of the Transcaspian railroad, then on a horse vehicle, and brought about 1200 negatives which represent daily routine, monuments, landscapes, construction of the railway and lots of portraits.

Nadar took photos of large deserted areas crossed by the Transcaspian railroad. Today the majority of these lands are subdued and town is stretched far outside from oases.

The places which have been reproduced by Nadar, represented absolutely different picture of 1890. It makes this reporting the huge valuable documentary of region in the end of the 19th century. The same idea concerns numerous architectural buildings (mosques, madrasahs, caravan-sarais and mausoleums); generally destroyed at the moment of his travel and which were subsequently restored.

Nadar took photos of streets, throngs and life on brisk market squares, Cheap Jacks, leisure of nomads and a new city society, families, playing children. He took pictures of local officials, in particular, the emir of Bukhara whom he has devoted the whole series of pictures.

In 2010 the exhibition of 70 photos of the great photographer was held in Tashkent under the name "Paul Nadar, from Turkey to Turkestan, 1890", it was organized by the Ministry of Culture of France in partnership with Fund Forum of Culture and Art of Uzbekistan and Academy of Arts of Uzbekistan. Photos have been made from the original negatives which remained in photo archives of the Ministry of Culture of France (the Architecture and Patrimony Media library).

Inhabitants and visitors of Tashkent had possibility to get acquainted with fascinating photos which serve evidence to that titanic work which was done by restorers at renovation of ancient monuments of medieval culture in Central Asia and Uzbekistan in particular.

We represent some of these pictures in our Photo Gallery >>>.

More useful links:
  • The Tashkent House of Photography   >>>
  • The "Anthology of 125 years of Uzbek photography"   >>>
  • Photo Gallery of   >>>
  • Museums and Galleries of Tashkent   >>>
  • Tashkent theatres   >>>
  • More photo >>>
    Samarkand, the ruins of the Bibi Khanum mosque
    Samarkand, Shahi Zinda necropolis
    Old Oriental Bazaar of Samarkand
    Slave market
    Sher-Dor Madrassah, Registan, Samarkand
    Main street of Samarkand
    Samarkand, the ruins of the Bibi Khanum mosque

    About Company  |  Contact Us  |  Careers  |  Newsroom © 2003-2016. All rights reserved
    Created by creative group
    License № 037-04, Certification № 006550
    ISO 9001:2008 certified
    Terms of use

    Our contacts: e-mail:
    Moscow: +7 (495) 108-04-32
    Tashkent: (+998 71) 200-96-00
    London: +44 (0) 20 3287 5671
    Fax: (+998 71) 230-96-55
    Address: 142/1, Mukimiy str., Tashkent
    Road map