Ступа Зурмала
Архитектурные памятники и ансамбли Термеза и Сурхандарьинской области

Ступа Зурмала Среди археологических памятников Сурхандарьинской области хорошо известна буддийская ступа Зурмала (или башня Зурмала). Находится она к юго-востоку от городища Старого Термеза, на обочине дороги, ведущей в областной центр. Руины башни давно привлекали внимание археологов. Еще в 1926 году они высказали предположение, что это ничто иное как буддийская ступа. Детальное обследование, проведенное полвека спустя, подтвердило, что это культовое строение, относящееся к эпохе расцвета Кушанского царства.

Башня сильно пострадала от времени, но тем не менее, она производит внушительное впечатление. Выложена она из сырцового квадратного кирпича со стороной около 33 сантиметров. Все кирпичи имеют характерное клеймо в виде черты и двух ямок. Археологам известно, что такие кирпичи использовались в Бактрии только в кушанское время, то есть в начале III в. нашей эры. Позже их сменили кирпичи прямоугольной формы. Ученые подсчитали, что на возведение ступы потребовалось почти 1200000 таких кирпичей. Сплошной массив из сырцового кирпича имеет в верхней части небольшую камеру для реликвий.

Подножием башне служила платформа площадью 22х16 метров, ориентированная по сторонам света. Цилиндрическое тело ступы диаметром 14 с половиной метров возвышается на 13 метров над основанием. Причем ясно виден переход кирпичной кладки к сферическому завершению. При археологических обследованиях было установлено, что платформа ступы была облицована мергелистым известняком. У подножия ступы археологам удалось найти несколько каменных блоков и профилированных тяг. Исследователи установили, что для облицовки ступы применялся также жженый кирпич, осколки которого до сих пор можно найти вокруг башни Зурмала. Пока неизвестно, была эта ступа частью несохранившегося храмового комплекса или самостоятельным сооружением.

Ступа является одним из самых главных и древних буддийских символов. Наиболее древние ступы, а к ним относится и башня Зурмала, представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферы. Их облик восходил к древнейшим погребальным холмам – курганам и символизировал «паринирвану» – смерть Будды и его захоронение. Кстати, само слово ступа на санскрите буквально означает куча земли или камней.

Ступа воздвигалась на основании, по верху которого устраивался обход. Еще одно важное назначение ступы – хранилище буддийских реликвий. В первые столетия после смерти Будды в ящик кубической формы – своеобразный реликварий, так называемый божий дом, укладывали прядь волос с головы Будды, лоскут ткани от его одежды, частицу его нетленных мощей. Позднее в качестве реликвий хранили драгоценные металлы и камни, зерна – символы бога и божественной силы. Реликварий ставился на вершину ступы. Над ним возвышался стрежень, увенчанный убывающими кверху зонтиками.

Зонтик – символ знатности происхождения человека – понятен в Индии каждому. Как известно, Сидхарта Гаутама, основатель учения, получивший прозвание Будда – "просветленный", был сыном князя северо-восточной Индии. А поскольку Будда воспринимался верующими не только как духовный наставник, но и как царь богов и Вселенной, то на ступу в честь верховной власти Учителя помещали несколько зонтиков. Любопытно, что древнейший символ намогильного кургана с зонтиками через несколько столетий трансформировался в странах юго-восточной Азии в архитектурную форму пагоды, или ступы, увенчанной шпилем.

Стержень и зонтики на ступе, естественно, не сохранились, однако настенные рисунки из пещерного буддийского храма Каратепа, расположенного рядом, на городище Старого Термеза, позволяют судить о конструкции бактрийских ступ. Как правило, это ступенчатая трехъярусная башня с купольным завершением, на верхушке которой водружен стержень с «зонтиками почета». Исходя из анализа пропорций ступы, археологи пришли к заключению, что первоначальный облик башни Зурмалы был близок к этим изображениям.

Ступа близ Старого Термеза была первой буддийской постройкой, открытой на территории Средней Азии. Ныне их насчитывается около сорока, и два десятка буддийских памятников находятся на территории Узбекистана.



Полезные ссылки:
  • Все исторические памятники Термеза >>>
  • Город Термез >>>
  • Исторические памятники Узбекистана  >>>
  • Гостиницы в Термезе >>>
  • Исторические туры по Узбекистану >>>
  • Термезский археологический музей    >>>
  • Фотографии Термеза >>>






  • О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 006550
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты: e-mail: info@OrexCA.com
    Прямой телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Алма-Ате: +7 (727) 349 51 61
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    факс: (+998 71) 230 96 55
    адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда

Zurmala Tower
Historical monuments of the Surkandarya region

Zurmala Stupa To the southeast of the ancient site of Old Termez, on the side of the road leading to the Surkhandarya Province central city, rise the remains of what is called Zurmala Tower. Archeologists took interest in the structure long ago. In as far back as 1926 they came out with the suggestion that it must have been a Buddhist stupa. A thorough exploration carried out 50 years later proved that it was a cult structure dating back to the golden age of the Kushan Kingdom.

Though in the course of time the tower underwent severe destruction it still makes a strong impression. It was built of adobe square bricks 33x33 centimetres. Each of the bricks has a distinctive stamp in the form of a line and two small pits. According to archeologists such bricks were used in Bactria only in Kushan times, that is early 3rd century CE. In the later period there were used bricks of rectangular shape. The scientists estimated that almost 1200000 bricks were needed for construction of the stupa. In the upper part of the windowless monolith adobe brick structure there is a small chamber for relics.

The tower stood on a base of 22x11 meters in area. Its sides were perfectly aligned with the four cardinal points of the compass. The cylindrical body of the stupa is 14.5 meters in diameter and 13 meters in height from the base. The transition from the brickwork to the spherical top is clearly noticeable. It was proved archeologically that the platform of the stupa was covered with marl limestone. At the foot of the structure archeologists discovered a few stone blocks and profiled buttresses. The stupa had been also faced with kilned bricks; their fragments can still be found around the stupa. It is not known yet whether the stupa was a part of a temple complex or just a lonely structure.

The stupa is one of the main and oldest Buddhist symbols. The oldest stupas, with Zurmala Tower among them, were hemispherical structures built of bricks and stones. Their shape derived from ancient burial mounds tumuli, and symbolized the death of Buddha and his burial parinirvana (final transcendence). Actually, the word stupa in Sanskrit literally means "a pile-up of clay or stones". Stupas were built on high bases with a circumambulatory. Another general purpose of a stupa is to be the place where Buddhist relics were enshrined.

In the first 100 years after Buddhas death his relics a lock of his hair, a shred of his clothes and a bit of his physical remains were enshrined in a cubic box, which served as a reliquary called "Gods abode". Later precious stones and metals, as well as grains as symbols of God and Gods power, were kept as relics. The reliquary was placed on top of the stupa; above there was a conical spire surmounted by a three part umbrella. Everyone in India knows that an umbrella is a symbol of royal background. Siddhartha Gautama, generally recognized by the Buddhists as the Supreme Buddha and "Enlightened One", was a northeast Indian kings son. He was considered not only a great spiritual teacher. His followers believed he was the king of gods and the universe. That was why they placed "umbrellas" atop stupas. Curiously enough, a few centuries later this ancient hemispherical mound evolved in Southeast Asia into an architectural form called pagoda.

The spire with "umbrellas" on Zurmala Stupa has not survived. But the wall paintings in the Buddhist cave temple Karatepa located nearby on the ancient site of Old Termez show how Bactrian stupas looked like. They were mostly step-shaped three-layer structures with a dome on top; each of the domes had a spire with "umbrellas of honor". On the basis of the tower proportions analysis, the archeologists came to the conclusion that original appearance of Zurmala Tower had been similar to these pictures.

The stupa near Old Termez was the first Buddhist structure found on the territory of Central Asia. Today there are about forty Buddhist monuments in this region with twenty of them being located in Uzbekistan.

More useful links:
  • Historical monuments of Termez and the Surkandarya region   >>>
  • Historical and architectural monuments of Uzbekistan >>>
  • Cultural, Historical and Architectural Uzbekistan tours   >>>
  • Termez city   >>>
  • Termez Archaeological Museum   >>>
  • Hotels in Termez   >>>

  • About Company  |  Contact Us  |  Careers  |  Newsroom
    OrexCA.com 2003-2016. All rights reserved
    Created by OrexCA.com creative group
    License 037-04, Certification 006550
    ISO 9001:2008 certified
    Terms of use

    Our contacts: e-mail: info@OrexCA.com
    Moscow: +7 (495) 108-04-32
    Tashkent: (+998 71) 200-96-00
    London: +44 (0) 20 3287 5671
    Fax: (+998 71) 230-96-55
    Address: 142/1, Mukimiy str., Tashkent
    Road map