Маджерумская биота (арча)
Инструкция для начинающего паломника. Жемчужины Узбекистана. Нуратинский заповедник

Краткая справка

Маджерумская арча (биота восточная) - памятник природы, растет на территории Нуратау-Кызылкумского биосферного резервата (Джизакская область Узбекистана). Возраст - примерно полторы тысячи лет. Находится за кишлаком Маджерум в Нуратинских горах (Янгикишлакский (раннее Фаришский) район Джизакской области), в 300 метрах выше водяной мельницы, в 50-60 метрах от левого берега сая. Обхват ствола около 24 метров, обхват центральной ветви 12 метров. Рядом находятся развалины мечети и старинного кишлака.

Паломником к священным природным объектам я стала по воле случая, приехав среди зимы в кишлак Маджерум, к дереву-исполину - маджерумской биоте или, как ее называют местные жители, арче. Однако этот вид путешествия настолько пришелся по душе, что теперь меня трудно отговорить от поездки, если я знаю, что на пути будет священное дерево, священная скала, пещера, грот, родник или ещё что-нибудь, где можно загадать желание, привязав к веткам ближайшего дерева лоскут ткани. А заодно отдохнуть в тени, попить холодной чистой воды, просто посидеть и подумать о вечном.

О вечном поневоле задумываешься, когда оказываешься в Маджерумсае, под кроной огромного дерева, возраст которого не менее полутора тысяч лет. Три огромные ветки дерева под тяжестью времени почти лежат на земле. Хотя их трудно назвать ветками, скорее, это огромные стволы, на которых могут стоять одновременно несколько человек. Стволы поддерживают пирамидки-опоры, составленные из камней местными жителями. Забота о дереве-исполине - дело богоугодное, ведь рядом раньше располагалась мечеть. Многочисленные паломники и по сей день едут к арче-биоте просить у бога милости и исполнения желаний. На ветках висят разноцветные лоскутки, платки - подношения женщин-паломниц, просящих у святого места здоровья, семейного благополучия, долголетия, здорового и многочисленного потомства. Особенной популярностью дерево пользуется у тех женщин, кто не может зачать. Считается, что, если паломница проползет под одной из трех ветвей-стволов и повяжет платок на ветку, то ребеночек в положенный срок гарантирован.

Местные жители рассказывают, что в начале ХХ века под биотой была школа, верю охотно, - в просторном дупле у корней дерева одновременно могут разместиться 5-6 человек.

Святое место интересно и как реликт древних доисламских верований народов, живших в этих краях. Обожествление местных духов-покровителей, "хозяев" местности - одно из проявлений анималистических верований почти всех народов мира. Биота не известна так широко, как находящиеся сравнительно недалеко нуратинские святыни (родник с рыбой маринкой, мечети, курганы и захоронения святых), поэтому поклоняются ей в основном жители окрестных кишлаков, приезжая в определенные дни. Некоторые неподалеку, около старой мельницы закалывают в жертву богу овцу, здесь же на глиняных печках, в казане готовят нехитрую еду, которой угощают всех присутствующих.

Биота-арча растет далеко от дорог. Чтобы добраться до нее, нужно проделать немалый путь. Если ехать из Нураты (Навоийская область) в Джизак через Фаришский район, то нужно с большой дороги свернуть направо и ехать в сторону кишлака Маджерум. В Маджеруме, как и в других близлежащих горных кишлаках, проживают этнические таджики. Если повезет, встретите несколько мужчин на узкой дорожке, что вьется между каменными заборами и домами. Они обязательно поздороваются с вами, приложив руку к груди. Но вот границы кишлака заканчиваются, а с ними кончается и дорога, пригодная для машины. Дальше в горы вдоль сая ведет широкая, пробирающаяся среди камней, тропка. Журчит вода. Кругом тишина. Только коровы-скалолазки, пасущиеся вдоль сая, на склонах гор, напоминают о том, что край здесь обитаемый. За одним из поворотов перед вами предстанет сюрреалистическая картина: склон горы с заброшенными каменными домами-крепостями. Стены кое-где осыпались, и поэтому дома похожи на древние руины сказочного города. Это старый кишлак-курган Маджерум. Население горных селений еще до недавнего времени жило в укрепленных кишлаках (кургон или кала), расположенных в глубине ущелья на скалистой труднодоступной горе, куда обычно вела одна узкая тропа, чтобы враги-кочевники не могли застать их врасплох. Жители Маджерума выселились из кургана уже в 90-х годах XIX века, когда после присоединения Средней Азии к России прекратились набеги кочевников.

Поодаль от старого кишлака, ближе в речушке, - развалины маджерумской мечети. Возле развалин мечети и зеленеет громадная арча, наполняя всю округу устойчивым ароматом хвои. Если у вас будет проводник из местных таджиков, то обязательно расскажет вам легенду о том, что дерево посадил не кто иной, как сам великий Александр Македонский в честь погибшего в боях любимого военачальника. Вот только имени полководца никто не помнит... Если начнете самостоятельно подсчитывать и сопоставлять с историческими фактами, - разочаруетесь сами и раздосадуете вашего гида, поэтому лучше согласиться с красивой легендой, хотя это и вымысел чистой воды.

Из истории известно, что войска Александра Македонского, покорив Малую Азию, Сирию, Финикию, Египет, Иран, весной 329 года до нашей эры перешли хребет Гиндукуш. За три года Александр завоевал Бактрию и Согд, захватил Самарканд и двинулся к Сырдарье, в земли саков. Однако до Нуратинских гор он не дошел.

А вот то, что когда-то арчовыми лесами были покрыты все окружающие горы, - не вымысел. Однажды геологи за горами южного Нуратау нашли золото, и древесный уголь, который заготавливали для плавильных шахт из арчи. Сегодня в это трудно поверить - на горных склонах растут только трава да редкий кустарник. Вокруг не осталось ни единой арчи, а во всех Нуратинских горах их сохранилось чуть больше сотни. Поэтому чудом уцелевшее дерево, выросшее до сегодняшних исполинских размеров, удивляет и радует вдвойне. Молчаливый свидетель событий целой вереницы веков, оно притягивает к себе как магнитом. Кажется, что в пахучей хвое своей оно скрывает тайны мироздания.

Наверное, поэтому маджерумцы когда-то построили здесь мечеть. Ее стены сохранились почти на всю высоту. Внутри мечети и перед ней лежат деревянные резные колонны, балки перекрытий. К счастью для памятников истории и культуры, среди местных жителей сохранилось табу на использование предметов, лежащих в мавзолеях, мечетях, святых местах. Местное население, несмотря на острую потребность в древесине, не использует деревянные части мечети для своих нужд, так как подобный поступок считается греховным. Эти материалы можно использовать только для мечети или мавзолея. Вот эта нетронутость и заброшенность притягивает меня как паломника к этому удивительному дереву, уцелевшему вопреки человеческому практицизму. Здесь нет толп верующих и просто любопытных, здесь тишина и прохлада, здесь чистая вода и запах хвои, который окутывает и убаюкивает под журчание воды в Маджерумсае.

Автор статьи: Эльмира Алейникова


Полезные ссылки:
  • Гостевые дома в Нуратинских горах   >>>
  • Озеро Айдаркуль   >>>
  • Все фото в галерее >>>
    Маджерумская биота
    Маджерумская биота
    Маджерумская биота
    Кишлак Маджерума
    Развалины маджерумской мечети
    Кишлак Маджерум
    Старый кишлак-курган Маджерум
    Маджерумская биота






    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 006550
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты: e-mail: info@OrexCA.com
    Прямой телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Алма-Ате: +7 (727) 349 51 61
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    факс: (+998 71) 230 96 55
    адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда

Madzherum biota (archa)
The instruction for the beginning pilgrim. Pearls of Uzbekistan

Madzherum archa (biota orientalis) - the natural sanctuary, grows on the territory of Nuratau-Kyzylkum Biospheric Reserve (Dzhizak province of Uzbekistan). The age is about one and a half thousand year old. It is situated behind one of Madzherum village in Nurata Mountains (Yangikishlaksky (earlier Farishsky) area of the Dzhizak province, 300 meters above a water-mill, in 50-60 meters from the left coast of the "sai" (small river). The girth of a trunk is about 24 meters; the girth of the central branch is 12 meters. Nearby there are ruins of a mosque and an ancient village.

One winter, having arrived to a Madzherum village to see a giant tree of Madzherum biota or "archa" as it is named by local people, I became a pilgrim to these sacred natural objects. In fact, this kind of travel pleased me in such a wonderful way that now it is really difficult to put me off a trip if I know that on the way there will be a sacred tree, a sacred rock, a cave, a grotto, a spring or still something where it is possible to make a wish, having tied a fabric rag to branches of the nearest tree. And at the same time to have a rest in a shade, to drink cold and pure water, just to sit and think of eternity.

You can't help thinking of eternity when you find yourself in Madzherumsai, under the crone of the gigantic tree, which age is not less than one and a half thousand year old. Three huge branches of the tree almost lie on the ground under the weight of time. Though it is definitely difficult to name them branches, more likely, these are huge trunks and even several people can stand at the same time on them. Trunks are supported by small stone pyramids built by local people. The care of this giant tree is charitable, because earlier nearby there used to be a mosque. Numerous pilgrims even up to these days go to archa-biota to ask God for favor and fulfillment of their wishes. On branches there are multi-colored rags, scarves which are gifts from women-pilgrims asking holy place for health, family happiness, longevity, healthy and numerous descendants. The tree uses especial popularity at those women who can't conceive. They think that if the pilgrim creeps under one of three branches-trunks and ties a scarf on a branch - the baby will be guaranteed at due time.

Local people say that at the beginning of 20th century there was a school under biota, and I have reasons to trust them as a spacious hollow at tree roots can easily give a space for 5-6 people at the same time.

The holy place is very interesting also as a relict of ancient pre-Islamic beliefs of the people living on this territory. An idolization of local spirits-patrons, "owners" of the area is one of displays of animalistic beliefs seen among almost all nations in the world. Biota isn't that famous as it is located rather close to Nurata relics (a spring with fish "marinka", mosques, barrows and sacred burial places), therefore mostly only inhabitants of neighboring villages come here to worship on certain days. Nearby, close to the old mill some of them make a sacrifice to God slaughtering a sheep, here on clay ovens, in a huge bowl they cook simple food and treat all the people.

Biota-archa grows far from roads. To reach it, you will have to make a long trip. If you go from Nurata (Navoi province) to Dzhizak through Farishsky district it is necessary to turn from the main road to the right and go towards to Madzherum village. In Madzherum, as well as in other nearby mountain villages, ethnic Tadjiks live. If you are lucky, you will meet some men on a narrow path that curls between stone fences and houses. They will necessarily greet you, putting a hand to a breast. But here village borders come to the end, and the road, suitable for the car, as well, comes to the end. Further to the mountains along the sai there is a wide path making the way among stones. Water purls. Silence surrounds you. Only the cows-rock climbers graze along the sai, on mountain slopes, reminding you that this is a living area. Behind one of turns the surrealistic landscape will be open to your eyes: a slope of mountain with the abandoned stone houses-fortresses. Walls here and there crumbled, and consequently houses are similar to ancient ruins of a fantastic city. It is an old village-barrow of Madzherum. The population of mountain settlements has recently inhabited strengthened villages ("kurgon" or "kala"), located in the heart of gorge on a rocky and remote mountain where only one narrow track was made so that enemies-nomads couldn't take them unawares. Inhabitants of Madzherum have moved from the barrow already in the nineties of XIXth century as after Central Asia joined Russia attacks of nomads have stopped.

At some distance from the old village, closer to a small river there are ruins of a Madzherum mosque. So near ruins of the mosque you will see this green enormous archa, filling the whole district with long-lasting aroma of needles. If you have a guide from local Tadjiks, be definitely sure to hear a legend that the tree was planted by Alexander the Great in honor of his favorite military commander who died in fight. But, unfortunately, nobody remembers the commander's name... If you start to count up and compare historic facts yourself, you will be disappointed and make your guide sad; therefore it is better to agree with this beautiful legend, though it is a fiction at its finest.

From history it is known that Alexander the Great armies, having subdued Asia Minor, Syria, Phoenicia, Egypt, Iran, in spring of 329 B.C. passed the Hindu Kush ridge. For three years Alexander has won Bactria and Sogd, conquered Samarkand and moved to Syr Darya, to the earth of Saka tribes. However he hasn't reached Nurata Mountains.

But the fact that such woods used to cover all surrounding mountains is not fiction. Once behind mountains of southern Nuratau geologists found gold and charcoal which were prepared from archa for melting mines. Today it is difficult to believe it - only grass and rare bushes grow here on hillsides. There is no single archa around, and in all Nurata mountains there has remained hardly more than a hundred. Therefore miraculously survived tree which has grown till the today's giant size surprises and pleases doubly. The silent witness of events of the whole chain of centuries draws you as a magnet. It seems that in odorous needles it hides secrets of universe.

Probably, therefore one day Madzherum people constructed here the mosque. Its walls have remained almost in all height. Carved columns, beams of overlapping lie inside the mosque and in front of it. Fortunately for history and culture monuments, the taboo on use of the things lying in the mausoleums, mosques, holy sites has remained among local residents. The local population, despite sharp requirement for wood, doesn't use wooden parts of the mosque for their needs as such an act is considered to be a sin. These materials can be used only for a mosque or a mausoleum. So this abandonment draws me as the pilgrim to this surprising tree which has survived despite human practicalness. Here are no crowds of believers and simple curious ones, here is silence and cool air, and here is pure water and a smell of needles which shrouds and lulls by water purl in Madzherumsai.

By Elmira Aleynikova

More useful links:
  • The guesthouses in Nurata moutains    >>>
  • Nurata Mountainous Nut and Fruit Nature Reserve    >>>
  • Aydarkul Lake    >>>
  • More photos >>>
    Madzherum biota
    Madzherum biota
    Madzherum biota
    Madzherum village
    Ruins of a Madzherum mosque
    Madzherum village
    Madzherum village
    Madzherum biota

    About Company  |  Contact Us  |  Careers  |  Newsroom 2003-2016. All rights reserved
    Created by creative group
    License 037-04, Certification 006550
    ISO 9001:2008 certified
    Terms of use

    Our contacts: e-mail:
    Moscow: +7 (495) 108-04-32
    Tashkent: (+998 71) 200-96-00
    London: +44 (0) 20 3287 5671
    Fax: (+998 71) 230-96-55
    Address: 142/1, Mukimiy str., Tashkent
    Road map